Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. На пример: если вырастут цены на мясо - покупатель переключится на картофель и хлеб, которые по сравнению с животноводческой продукцией значительно дешевле, хоть и менее приемлемы. Вырастут цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернется в исходное для общества положение - будет сам добывает себе пропитание, выращивая тот же картофель на земельном участке.
стр.
Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.
Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
на тему Механизм рынка
Выполнил студент группы__________
Капускин А. В.
Научный руководитель
Логачев Владимир Анатольевич
доктор экономических наук, профессор
Контрольная работа допущена к защите «___» __________ 200__ г.
| Контрольная работа Защищена «___» __________ 200__ г.
с оценкой ______________
|
Кемерово, 2009
стр.
Введение ……..……………………………………............
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.
Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………
Введение.
Прежде чем приступать к рассмотрению вопроса о механизме рынка, следует разобраться- а что такое рынок?, когда он возник?.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение и разные исследователи дают разную формулировку этому понятию В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. " Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Точную дату возникновения назвать сложно, но известно, что рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Изначально рынок носил локальный характер и его механизм сводился к тому, что люди просто менялись товарами в пределах одного поселения. Но по мере того, как люди начали осваивать новые территории, передвигаться за пределы своих поселений и государств рынок стал носить национальный и международный характеры.
Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий - становился еще сильнее, еще богаче. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в жестокости рынка и одним из основных законов является закон естественного отбора.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. На пример: если вырастут цены на мясо - покупатель переключится на картофель и хлеб, которые по сравнению с животноводческой продукцией значительно дешевле, хоть и менее приемлемы. Вырастут цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернется в исходное для общества положение - будет сам добывает себе пропитание, выращивая тот же картофель на земельном участке. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, рынок регистрирует изменение цен, количество реализуемых товаров и производимых услуг. Это так же может быть связано с изменением технологии производства, запасов природных богатств и других производственные факторов…
1. Рыночный механизм и его элементы
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
1. Рынок средств производства
Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок рабочей силы
Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.
Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок капитала и финансов
В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок потребительских товаров
На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг
Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупате. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.
Человек оказался без работы. Он может искать ее сам, а может обратиться к посреднику. Работодатели в свою очередь обращаются в агентства. Выгодно обоим сторонам.
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей.
Надо знать:
- кто готов купить данный товар или услугу;
- почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;
- в каком виде потребитель желает получать ваш товар;
- в какое время он намерен покупать ваш товар;
- где он хотел бы покупать ваш товар;
- какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.
Надо знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.
В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Цена
Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.
Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.