Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. На пример: если вырастут цены на мясо - покупатель переключится на картофель и хлеб, которые по сравнению с животноводческой продукцией значительно дешевле, хоть и менее приемлемы. Вырастут цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернется в исходное для общества положение - будет сам добывает себе пропитание, выращивая тот же картофель на земельном участке.
стр.
Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.
Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
3. Спрос и факторы, определяющие его величину
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение.
Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара.
В табл. 1 приведена шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество тонн пшеницы. Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой пшеницы и ее количеством, которое потребитель желает и в купить по каждой из этих цен. Как видно из
табл. 1, если цена за тонну составляет на рынке 5 тысяч рублей., потребитель будет готов и способен покупать в неделю 10 тонн, если же цена составит 4 тысячи рублей., потребитель будет готов и способен купить в неделю 20 тонн и т.д. Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке пшенишы Следовательно, спрос — это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.
Таблица 1. Спрос индивидуального покупателя на пшеницу (в тоннах)
Цена за тонну в тыс. рублей
| Величина спроса в неделю |
5 4 3 2 1 | 10 20 35 55 80 |
Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу и т.д.
Не зная, о каком конкретно периоде времени идет речь, мы не сможем сказать — велик или мал спрос на товар.
Закон спроса
Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту зависимость законом спроса.
На количество купленного товара, помимо цены влияют многие другие факторы. Например,
количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas, и т.д. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas, остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.
Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже
ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их
снижения.
В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая чашка кофе дает потребителю меньше удовлетворения, чем первая, третья приносит еще меньше удовольствия, или полезности, чем вторая, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
То - есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения).
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену - на вертикальной оси. Разместим на графике те пять вариантов «цена - количество», которые показаны в табл. 1, проведя
перпендикуляры к соответствующим точкам на двух осях. Так, для нанесения на график варианта: «при цене 5 тыс. руб. величина спроса составляет 10 тонн» - мы проводим перпендикуляр к точке 10 на горизонтальной оси (количество), который должен встретиться с перпендикуляром, проведенным к точке 5 тыс.ркуб. на вертикальной оси (цена). Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов, мы в результате получим ряд точек, которые показаны на рис. 1. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель готов купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса и построить кривую, представляющую все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в пределах, показанных на графике.
Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса на кукурузу, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина спроса (количество тонн в неделю)
Рассмотрим ситуацию, в которой на рынке выступает несколько покупателей.
Перейти от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 2, было бы легко определить общие величины спроса при каждой цене.
Цена за тонну (в тыс. руб.) | Величина спроса | Общая величина спроса за неделю | ||
1-й покупатель | 2-й покупатель | 3-й покупатель | ||
5 | 10 | 12 | 8 | 30 |
4 | 20 | 23 | 17 | 60 |
3 | 35 | 39 | 26 | 100 |
2 | 55 | 60 | 39 | 154 |
1 | 80 | 87 | 54 | 221 |
Таблица 2 Рыночный спрос на пшеницу, 3 покупателя (в тоннах)
На рис. 2 процесс суммирования изображен графически, взята одна цена – 3 тыс.руб.
Рисунок 2. Кривая рыночного спроса - сумма кривых индивидуального спроса
Детерминанты спроса
Однако при построении кривой спроса следует также допустить, что существуют и другие факторы, влияющие на изменение спроса - детерминанты.
Основные детерминанты рыночного спроса:
вкусы, или предпочтения, потребителей;
число потребителей на рынке;
денежные доходы потребителей;
цены на сопряженные товары;
потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Изменение спроса
Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса. На рис. 3 это
увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо. И наоборот уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной или нескольких его детерминанты потребители покупают меньшее количество продукта, Графически падение
спроса выражается в смещении кривой спроса влево.
Рисунок 3. Изменение спроса на кукурузу, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина спроса (количество тонн в неделю)
1. Потребительские вкусы. Могут как увеличить спрос, так и уменьшить, они зависят от множества факторов и таких как реклама, изменения моды, средства массовой информации и т.д. На вкусы потребителей могут повлиять технологические из- изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на пластинки, видео и аудио кассеты, появление сотовых телефонов значительно снизило спрос на пейджеры и домашние телефоны.
2. Количество покупателей.
Увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса, уменьшение числа потребителей приводит к сокращению сокращении спроса. Например: Открытие горнолыжного комплекса «Люскус» недалеко от Кемерово, спровоцировало увеличение числа людей, занимающихся зимними видами спорта, это привело к повышению спроса на сноуборды, лыжи и обмундирование. А сокращение рождаемости в начале 90-х сказалось падением спроса на обучение в этом году, соответственно учебные заведения испытывали недобор учащихся.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений
денежного дохода более сложно.
Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
потребители, как правило, покупают больше булочек, автомобилей, стереоустановок. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
большинство продуктов относится к нормальным товарам, существуют исключения. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать молочные продукты и мясо, или вообще обедать в ресторанах. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на вещи бывшие в употреблении: автомобили, одежда, и т.д. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем данного продукта.
Примером взаимозаменяемых товаров могут служить шампунь и мыло. Когда цена на шампунь растет, потребители покупают его в меньшем количестве, а
это вызывает повышение спроса на мыло. И наоборот, когда цена на шампунь снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на мыло. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.
Взаимодополняющие товары. Смысл этого определения в том, что такие товары используются в сочетании друг с другом и спрос на них сопряженный. Когда цена на стиральные машины упадет, в результате вы будете покупать больше порошка. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод.
Увеличение спроса может быть вызвано:
1) благоприятными изменениями вкусов потребителей;
2) увеличением числа покупателей;
3) ростом доходов, если это нормальный товар;
4) сокращением доходов, если это товар низшей категории;
5) повышением цены на товар-заменитель;
6) снижением цены на сопутствующий товар;
7) ожиданиями потребителей повышения в будущем цен и доходов.
Предложение
Предложение показывает нам, какие объемы продукта будут предложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях. Согласно нашему определению этого понятия,