Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. На пример: если вырастут цены на мясо - покупатель переключится на картофель и хлеб, которые по сравнению с животноводческой продукцией значительно дешевле, хоть и менее приемлемы. Вырастут цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернется в исходное для общества положение - будет сам добывает себе пропитание, выращивая тот же картофель на земельном участке.
стр.
Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.
Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………
цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.
Уравновешивающая функция цен
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток продукта для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и
спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не смогут. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу.
Изменения предложения и спроса
Мы уже знаем, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений потребительских ожиданий или цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменения технологии, цен на ресурсы или налогов. А сейчас мы рассмотрим, как изменения предложения и спроса воздействуют на равновесную цену. Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рис. 3-ба.
Рисунок 6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта.
Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса имеет более высокие значения как на оси цены, так и на оси количества, мы можем заключить: увеличение спроса при прочих равных условиях (предложение) порождает эффект повышения цены и эффект прироста количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужны возиться с колонками цифр для определения воздействия нужного нам показателя на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения на графике.)
Как показано на рис. 6 б, уменьшение спроса обнаруживает как эффект понижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, уменьшается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую зависимость между изменением спроса и возникающими вследствие этого изменениями и равновесной цены, и количества продукта.
Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рис. 3-бв, новая точка пересечения кривых предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение
сокращается, это ведет к повышению цены продукта, но уменьшению его количества. Рис. 6 г иллюстрирует подобную ситуацию. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Сокращение предложения порождает эффекты повышения цены и сокращения количества продукта. Таким образом, существует обратная зависимость между изменением спроса и сопутствующими ему изменениями равновесной цены и количества продукта
Сложные случаи.
Ситуация существенно осложняется, когда предложение и спрос меняются одно-
одновременно.
1. Предложение растет, спрос сокращается. Сначала предположим, что предложение увели-
увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние это окажет на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем в конечном счете цена понизится больше, чем в результате каждого из этих событий, взятого в отдельности. Увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Если рост предложения превышает падение спроса, то равновесное количество продукта окажется больше первоначального. Однако если относительное увеличение предложения будет меньше масштабов сокращения спроса, то равновесное количество продукта уменьшится.
2. Предложение падает, спрос возрастает.
Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдается двойной эффект повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействия на равновесное количество продукта в данном случае опять разнонаправлены и конечный результат зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше первоначального. Однако если предложение сокращается в относительно меньших масштабах, чем растет спрос, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.
3. Предложение растет, спрос растет. А что происходит, когда и предложение, и спрос увеличиваются? Как это скажется на равновесной цене? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена упадет. В обратном случае равновесная цена повысится. Воздействие же на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет в этом случае на большую величину, чем под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно.
4. Предложение падает, спрос падает. Одновременное уменьшение предложения и спроса можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы сокращения предложения превышают масштабы сокращения спроса, равновесная цена возрастает. В противоположной ситуации равновесная цена снижается. Поскольку и уменьшение предложения, и уменьшение спроса оказывают понижающее воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше первоначального. В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложения для каждого из этих случаев, чтобы убедиться в том, что соответствующие изменения равновесной
цены и равновесного количества продукта указаны в табл. 3-9 верно.
Изменение предложения
| Изменение спроса
| Воздействие на равновесную цену
| Воздействие на равновесное количество продукта
|
1) увеличение
| сокращение
| снижение
| неопределенно
|
2) сокращение
| увеличение
| повышение | неопределенно
|
3) увеличение
| увеличение
| неопределенно
| увеличение
|
4) сокращение
| сокращение
| неопределенно
| уменьшение
|
Таблица 3-9. Воздействие одновременного изменения и спроса, и предложения
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.
Заключение.
При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям.
Если в отрасли имеется только один производитель (монополист) товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень сильно влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания.
Двадцатый стал веком научно- технической революции и прогресса, современный человек уже не представляет своего существования без таких вещей как электричество, транспорт, телефон и т.д. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни, а ведь все это результат не только достижения учёных, но и развития экономики, и рыночных отношений в том числе.
Рынок не может решить всех человеческих проблем, но без него современная жизнь не возможна. Мы даже не задумываемся над тем что, обращаясь в агентство по трудоустройству, покупая яблоки на рынке, делая вклад в банке, мы невольно являемся как потребителями, так и производителями определенного вида продукции, влияющими на то, какие яблоки будут лежать на прилавке и под какой процент мы сможем сделать вклад в банке завтра. Именно по - этому рынок и представляет собой очень сложную систему, зависящую не только от таких факторов как спрос и предложение, но и от тех людей кто влияет на эти факторы, то есть от нас самих. Умение проанализировать ситуацию на рынке, сделать правильные выводы о том, какой она будет завтра - является очень важным фактором для успешного предпринимательства, да и жизни в целом.
Литература.
1. Ермишин П.Г. - Основы экономической теории. Учебное пособие.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с
13- го англ. изд. 1999. 974 с.