Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. На пример: если вырастут цены на мясо - покупатель переключится на картофель и хлеб, которые по сравнению с животноводческой продукцией значительно дешевле, хоть и менее приемлемы. Вырастут цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернется в исходное для общества положение - будет сам добывает себе пропитание, выращивая тот же картофель на земельном участке.
стр.
Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.
Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………
предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам.
Закон предложения
Данные табл. 3 указывают на положительную или прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение.
Цена за тонну в тыс. рублей
| Величина предложения в неделю |
5 4 3 2 1 | 60 50 35 20 5 |
Таблица 3. Предложение пшеницы индивидуальным производителем (в тоннах)
Эта специфическая связь называется законом предложения. Суть его в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. Это в основном диктуется здравым смыслом. С точки зрения потребителя цена служит сдерживающим фактором. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, выступающий в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта. Чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. При данных издержках производства чем выше цена, тем больше прибыли получает производитель и, значит, тем сильнее его побудительные мотивы для увеличения объема предложения.
Рассмотрим предприятие в об обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции, поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. издержки возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому по мере того, как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например: рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, стационарные сооружения и оборудование в какой- то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих более дорогостоящих единиц продукта производители должны получать более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Кривая предложения
Понятие предложения, так же как и спроса, можно представить в графическом изображении. Оси на рис. 4 те же, что и на рис. 3, только вместо чины спроса здесь изображена величина предложения. Техника построения графика такая же, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Рисунок 4. Изменения предложения кукурузы, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина предложения (количество тонн в неделю)
Детерминанты предложения
К основным детерминантам предложения отно-
относятся следующие:
1) цены на ресурсы
2) технология производства
3) налоги и субсидии
4) цены на другие товары
5) ожидания изменения цен
6) число продавцов на рынке.
Изменение одной (или более) этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо от S1 к S2 на рис. 4 означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, от S1, к S3 на рис. 4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.
Изменение предложения
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из детерминант.
1. Цены на ресурсы.
Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением.
Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна получать более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших затрат. Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть
переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология.
Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют производить
каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы это приведет к снижению издержек производства и увеличению предложения. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. Это приведет к снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении
которых затрачивается большое количество электроэнергии, например, стали.
3. Налоги и субсидии.
Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем налога с оборота или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются «налогом наоборот». Когда государство каким – либо образом поддерживает производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на кукурузу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше пшеницы. И напротив, повышение цены на кукурузу
может заставить фермеров сократить производство и предложение пшеницы.
5. Ожидания.
Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут влиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущем предложении продукта
Люди могут повременить с выставлением квартиры или автомобиля на продажу, ожидая повышения цены на них в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на бензин
может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов.
При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение.
5. Предложение и спрос: рыночное равновесие
Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом.
. В табл. 4 столбцы 1 и 2 показывают шкалу рыночного предложения пшеницы, а столбцы 3 и 4 - шкалу рыночного спроса на этот товар. Для примера возьмем пять цен, хотя их может быть и больше. Мы предполагаем наличие конкуренции, то есть наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов.
Избыток
Выясним, какая из пяти возможных цен, по которой пшеница может продаваться на рынке, будет признана в качестве рыночной цены на нее. Начнем с цены 5 тыс. руб. Эта цена не может быть основной рыночной ценой на кукурузу, потому что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. тонн, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. тонн. Цена 5 тыс. руб. побуждает фермеров вырастить большое количество пшеницы, но отбивает у потребителей желание покупать её по столь высокой цене. При данной цене покупка других продуктов представляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуется избыток в 10 тыс. тонн пшеницы, или избыточное предложение. Этот избыток, показанный в столбце 4 табл. 4, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса. У фермеров на руках оказывается ненужный запас продукции.
Цена 5 тыс. руб., даже если бы она временно и существовала на рынке, не способна удержаться там в течение какого-либо периода времени. Очень большой излишек пшеницы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей купить продукцию, которая находится в излишке. Допустим, что цена опускается до 4 тыс. руб. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше пшеницы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания пшеницы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. тонн. Однако излишек все еще сохраняется и конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 и 4 тыс. руб. окажутся неустойчивыми, поскольку они чересчур высоки.
Общая величина предложения | Цена за тонну | Общая величина спроса за неделю | Избыток(+) или нехватка(-) |
12 000 | 5 | 2000 | + 10 000 |
10 000 | 4 | 4000 | + 6000 |
7000 | 3 | 7000 | 0 |
4000 | 2 | 11 000 | - 7000 |
1000 | 1 | 16 000 | - 15 000 |
Таблица 4. Рыночное предложение пшеницы и спрос на нее (в тыс. тонн)
Нехватка.
Теперь рассмотрим цену 1 тыс. руб. Видно, что при этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание пшеницы, но одновременно порождает у потребителей стремление купить больше продукта, чем имеется на рынке. В результате возникает дефицит кукурузы в размере 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на нее. Цена 1 тыс. руб. также не способна удержаться на рынке в качестве рыночной цены, так как конкуренция между покупателями поднимет цену выше. Многие потребители, которые хотели и могли себе позволить приобрести кукурузу по данной цене, в этой ситуации окажутся «за бортом». А многие другие потребители проявят готовность платить за пшеницу дороже 1 тыс. руб. ради того, чтобы все-таки получить возможность купить ее. Предположим, такая конкуренция между покупателем поднимет цену до 2 тыс. руб. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку продукта. При данной цене фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство пшеницы, а часть покупателей, желавшая платить за тонну 1 тыс. руб., предпочтет не покупать кукурузу по цене 2 т.р. Однако нехватка, или дефицит, кукурузы на рынке в размере 7 тыс. тонн по-прежнему сохранится. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше еще выше.
Равновесие
Методом перебора мы исключили все цены, кроме цены 3 тыс. руб. Только при этой цене количество пшеницы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому ее количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки кукурузы по этой цене. Избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка вызывает повышение цены. Когда при цене 3 тыс. руб. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу менялась. Такая цена называется равновесной ценой. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в табл. 4.
Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям. На
рис. 5 где совмещены кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси теперь отложены показатели и спроса, и предложения.
Рисунок 5. Равновесные цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – количество пшеницы (в тыс. тонн в неделю)
Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличивать предложение и «вытапкивает» лишних покупателей с рынка; в результате дефицит исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть точка равновесия. Здесь равновесная