Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о спросе. 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. 5
1.2. Виды спроса. 7
1.3. Кривая спроса. 7
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 10
Глава 3. Эластичность спроса. 14
3.1. Свойства эластичности спроса. 14
3.2. Ценовая эластичность спроса. 14
3.3. Эластичность спроса по доходу. 17
3.4. Перекрестная эластичность спроса. 18
3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 19
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 20
Глава 4. Спрос на ресурсы. 21
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 22
4.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурсы. 22
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. 24
Глава 6. Спрос и предложение. 26
6.1. Взаимосвязь спроса и предложения. 26
6.2. Экономический кругооборот. 28
Заключение. 30
Список использованной литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«Марийский государственный университет»
Кафедра
организации и управления в АПК
РЕФЕРАТ
на тему: «Место и роль спроса в системе
общественного
воспроизводства»
Проверил: Паймакова Г.А.
Йошкар-Ола
2007г.
Содержание.
Введение. | 3 |
Глава 1. Общие положения о спросе. | 5 |
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. | 5 |
1.2. Виды спроса. | 7 |
1.3. Кривая спроса. | 7 |
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. | 10 |
Глава 3. Эластичность спроса. | 14 |
3.1. Свойства эластичности спроса. | 14 |
3.2. Ценовая эластичность спроса. | 14 |
3.3. Эластичность спроса по доходу. | 17 |
3.4. Перекрестная эластичность |
18 |
3.5. Оценка эластичности по |
19 |
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. | 20 |
Глава 4. Спрос на ресурсы. | 21 |
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. | 22 |
4.2. Факторы, влияющие на |
22 |
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. | 24 |
Глава 6. Спрос и предложение. | 26 |
6.1. Взаимосвязь спроса и |
26 |
6.2. Экономический кругооборот. | 28 |
Заключение. | 30 |
Список использованной литературы. | 32 |
Введение.
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Это связано с тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов людей и их действий в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.
Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал, информацию, здания и сооружения, природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства.
Рынок – основа рыночной экономики.
Рынок – косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.
Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков отдельных товаров и услуг).
Одни рынки являются локальными, другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, другие являются безличными, на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом своих работников.
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
«Клиент всегда прав» – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
На
любом рынке выступает много
покупателей, поэтому целесообразно
говорить о рыночном спросе. Переход от
шкалы индивидуального спроса к шкале
рыночного спроса может быть легко осуществлен
посредством суммирования величин спроса,
предъявляемого каждым потребителем при
разных возможных ценах. Мы просто совмещаем
кривые индивидуального спроса по горизонтали,
чтобы вывести общую кривую спроса.
Глава 1.
Общие положения о спросе.
Рынки обеспечивают обмен между покупателями и продавцами, при котором продавец заинтересован в том, чтобы продать предлагаемый им товар по наиболее высокой цене, а покупатель в свою очередь наоборот стремиться купить товар лучшего качества по низкой цене. При таких отношениях цену и качество предлагаемого товара во многом определяет количество спроса на него.
Величины
спроса должны иметь определенное значение
и относиться к определенному отрезку
времени.
1.1. Понятие
спроса. Закон спроса.
Спрос – количество товаров и услуг, которые потребители хотят и могут приобрести по различным ценам за определенный промежуток времени.
Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести. Этот закон является гипотезой, существенно подтвержденной фактами в действительности. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, а уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять.
Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.
Закон
спроса впервые сформулировал
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Таким образом, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желают приобрести называется количеством товара, на который предъявлен спрос. Но для правильного понимания этого термина следует учитывать, что желание покупателя приобрести данный товар подразумевает, что он располагает необходимой для совершения покупки суммой денег, то есть его желания реальны, а не являются фантазией. Количество товара, на которое предъявлен спрос, определяется в рамках конкретного промежутка времени (за день предъявляется спрос на одно количество товара, за месяц или год – другое) и для определенного числа покупателей.
Закон
спроса отражает тот непреложный
факт, что если факторы, воздействующие
на величину спроса, остаются неизменными,
то с увеличением цены на товар отдельные
покупатели прекратят приобретать его
совсем и перейдут на потребление товаров-заменителей,
а часть сократит потребление. Все это
приведет к уменьшению объема спроса.
1.2. Виды
спроса.
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют следующие его виды:
1.3.
Кривая спроса.
Кривая спроса – это кривая, которая показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара.
Она изображается в двухмерной системе координат, показывающей величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Такое размещение величин на осях является экономической традицией. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена является независимой переменной, а величина спроса – зависимой.
Кривая
спроса отражает обратно пропорциональную
зависимость между ценой и количеством
товара, которое покупатели хотят и могут
купить. Каждая точка кривой спроса показывает
объем спроса и соответствующую ему цену.
Обычно на графике цены (P) отражаются на
вертикальной оси, а соответствующие им
объемы спроса (Q) на горизонтальной (График
1).
График 1.
Отрицательный наклон кривой спроса иллюстрирует закон спроса: по мере того, как цена падает, объем спроса растет. Кривая спроса может быть изображена только в том случае, если все остальные факторы, влияющие на количество товара, которое купят потребители, кроме самой цены товара, принимаются в качестве постоянных, то есть неизменных.
Информация о работе Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства