Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о спросе. 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. 5
1.2. Виды спроса. 7
1.3. Кривая спроса. 7
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 10
Глава 3. Эластичность спроса. 14
3.1. Свойства эластичности спроса. 14
3.2. Ценовая эластичность спроса. 14
3.3. Эластичность спроса по доходу. 17
3.4. Перекрестная эластичность спроса. 18
3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 19
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 20
Глава 4. Спрос на ресурсы. 21
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 22
4.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурсы. 22
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. 24
Глава 6. Спрос и предложение. 26
6.1. Взаимосвязь спроса и предложения. 26
6.2. Экономический кругооборот. 28
Заключение. 30
Список использованной литературы.
Кривая спроса может иметь как вогнутую форму, так и выпуклую. Если взять отдельного покупателя какого-то товара, то, скорее всего, кривая спроса такого покупателя на товар будет выпукла, поскольку в определенный момент его потребности начнут насыщаться, и на его спрос уже мало будет сказываться снижение цены на товар.
Что же касается кривой общего спроса, то есть спроса большой массы покупателей с разным уровнем дохода (а для производителей товара именно этот показатель имеет главное значение), то она имеет вогнутый характер. Это объясняется тем, что если цена будет падать, то на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низкими доходами, которые увеличивают спрос на этот товар.
Кривая спроса имеет свойство двигаться в разных направлениях. Сдвиг кривой спроса означает, что под воздействием какого-то фактора произошло изменение спроса. Наиболее значительны два типа сдвига. В первом случае кривая спроса сместится вправо таким образом, что при каждой цене соответствующие значения количества товара будут выше, чем они были до перемещения кривой. Другой тип сдвига, когда кривая спроса сдвигается влево, при этом при каждой цене соответствующие значения количества товара будут ниже, чем до сдвига.
Поскольку спрос на какой-то товар определяется всей кривой спроса, то, когда происходит сдвиг кривой спроса, говорят, что изменился спрос на данный товар. Увеличение спроса означает, что кривая спроса сместилась вправо, при уменьшении спроса кривая смещается влево.
Изменение
величины спроса означает передвижение
с одной точки на другую точку
на постоянной кривой спроса, то есть переход
от одной комбинации «цена – количество
продукта» к другой комбинации. Причиной
изменения величины спроса служит изменение
величины данного продукта. При перемещении
по кривой спроса спрос не меняется, а
увеличивается или уменьшается количество
товара, на которое предъявляется спрос.
Глава 2.
Факторы, влияющие на спрос.
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, что влечет сокращение спроса и смещение кривой влево.
На величину спроса влияют следующие шесть основных факторов:
График 2.
а)
b)
График 3.
а)
b)
Изменение любого из этих факторов воздействует на количество товаров, которые покупатели хотят и могут приобрести, то есть на величину спроса.
Глава 3.
Эластичность спроса.
Эластичность спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен. Спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Согласно
закону спроса, потребители при снижении
цены будут покупать большее количество
продукции. Но степень реакции потребителей
на изменение цены может значительно варьироваться
от продукта к продукту.
3.1. Свойства
эластичности спроса.
Среди свойств эластичности выделяют:
3.2. Ценовая
эластичность спроса.
Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.
Ценовая эластичность спроса – показатель процентного объема спроса при изменении на 1% цены товара вдоль данной кривой спроса на него. Это величина, используемая для измерения чувствительности объема спроса к изменениям цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.
На кривой спроса ценовую эластичность (Ed) определяю как:
, где DQD – изменение объема спроса в %;
Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности. Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.
Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак, так как закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены, поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Спрос относительно неэластичный или просто неэластичный, если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок.
Единичной эластичностью называют ситуацию, когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине.
Спрос является совершенно неэластичным, если изменение цены не приводит к изменению количества покупаемой продукции. Спрос является совершенно эластичным, если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей.
К факторам, определяющим ценовую эластичность спроса относят:
При анализе спроса важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. В целом кривая спроса за короткий промежуток времени (менее года) выглядят совершенно иначе, чем за долгосрочный период.
Для многих товаров спрос более эластичен от цены для долгосрочного периода. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.
Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.
Пример:
Резкое повышение цен на бензин, уменьшает
количество его продаж в краткосрочном
периоде, но это влияет на спрос на автомобили,
который может изменяться только в долгосрочном
периоде.
3.3. Эластичность
спроса по доходу.
Уровень дохода и его колебания – важные факторы рыночного спроса. Эластичность спроса по доходу (ЕI) измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Она вычисляется по формуле:
Информация о работе Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства