Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общие положения о спросе. 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. 5
1.2. Виды спроса. 7
1.3. Кривая спроса. 7
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 10
Глава 3. Эластичность спроса. 14
3.1. Свойства эластичности спроса. 14
3.2. Ценовая эластичность спроса. 14
3.3. Эластичность спроса по доходу. 17
3.4. Перекрестная эластичность спроса. 18
3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 19
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 20
Глава 4. Спрос на ресурсы. 21
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 22
4.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурсы. 22
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. 24
Глава 6. Спрос и предложение. 26
6.1. Взаимосвязь спроса и предложения. 26
6.2. Экономический кругооборот. 28
Заключение. 30
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курс. Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

      Кривая  спроса может иметь как вогнутую форму, так и выпуклую. Если взять отдельного покупателя какого-то товара, то, скорее всего, кривая спроса такого покупателя на товар будет выпукла, поскольку в определенный момент его потребности начнут насыщаться, и на его спрос уже мало будет сказываться снижение цены на товар.

      Что же касается кривой общего спроса, то есть спроса большой массы покупателей с разным уровнем дохода (а для производителей товара именно этот показатель имеет главное значение), то она имеет вогнутый характер. Это объясняется тем, что если цена будет падать, то на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низкими доходами, которые увеличивают спрос на этот товар.

      Кривая  спроса имеет свойство двигаться  в разных направлениях. Сдвиг кривой спроса означает, что под воздействием какого-то фактора произошло изменение спроса. Наиболее значительны два типа сдвига. В первом случае кривая спроса сместится вправо таким образом, что при каждой цене соответствующие значения количества товара будут выше, чем они были до перемещения кривой. Другой тип сдвига, когда кривая спроса сдвигается влево, при этом при каждой цене соответствующие значения количества товара будут ниже, чем до сдвига.

      Поскольку спрос на какой-то товар определяется всей кривой спроса, то, когда происходит сдвиг кривой спроса, говорят, что изменился спрос на данный товар. Увеличение спроса означает, что кривая спроса сместилась вправо, при уменьшении спроса кривая смещается влево.

      Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта. При перемещении по кривой спроса спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается количество товара, на которое предъявляется спрос. 

Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 

      Цена  служит самой важной детерминантой  количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, что влечет сокращение спроса и смещение кривой влево.

      На  величину спроса влияют следующие шесть основных факторов:

  1. Цена данного товара или услуги. Если цена на товар или услугу увеличивается, то спрос на них соответственно уменьшается (График 2).
 

 График 2. 

  1. Вкусы и предпочтения покупателей. Если вкусы изменяются в пользу какого-либо товара, то спрос на него возрастает. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
  2. Доходы потребителей (I). Воздействие  на спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Среди них выделяют насыщаемые (при повышении дохода спрос увеличивается до точки насыщения, а затем стабилизируется) и ненасыщаемые (спрос растет по мере увеличения доходов) товары (Графики 3а). Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе. При росте цен на определенные товары или при снижении доходов потребителей наблюдается рост спроса на эти товары, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые эту группу товаров выделил английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка или гиффеновых товаров (График 3b). Пример: повышение дохода снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношеная одежда.

а)

b)                        График 3. 

  1. Цена на другие товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, какими являются сопряженный и рассматриваемый товары по отношению друг к другу: субститутами (взаимозаменяемыми товарами), комплементарными (взаимодополняющими) товарами или индифферентными (независящими друг от друга в потреблении) товарами. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь: увеличение цены на товар-заменитель приводит к повышению спроса на рассматриваемый продукт или услугу (График 4а). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь, то есть снижение цены на дополняющий товар приводит к увеличению спроса на рассматриваемый товар (График 4b). Пример: сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты. Если товары являются независимыми в потреблении друг от друга, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой (График 4с).

а)

  

b)                                                      с)                                               График 4. 

  1. Общее число покупателей данного товара или услуги. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
  2. Инфляционные ожидания. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Если потребители считают, что цены возрастут, то они увеличивают свой спрос, чтобы в будущем не потерять на возросших расходах. Пример: плохая погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

      Изменение любого из этих факторов воздействует на количество товаров, которые покупатели хотят и могут приобрести, то есть на величину спроса.

Глава 3. Эластичность спроса. 

      Эластичность  спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен. Спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

      Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут покупать большее количество продукции. Но степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. 

3.1. Свойства эластичности спроса. 

      Среди свойств эластичности выделяют:

  1. Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
  2. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества. 
 

3.2. Ценовая эластичность спроса. 

      Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

      Ценовая эластичность спроса – показатель процентного объема спроса при изменении на 1% цены товара вдоль данной кривой спроса на него. Это величина, используемая для измерения чувствительности объема спроса к изменениям цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

      На  кривой спроса ценовую эластичность (Ed) определяю как:

   , где   DQD – изменение объема спроса в %;

                                    DP – изменение в цене в %.

      Степень ценовой эластичности определяют с  помощью коэффициента эластичности. Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

      Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

      Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак, так  как закон спроса представляет собой  обратную зависимость количества продукта от цены, поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

      Если  небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Спрос относительно неэластичный или просто неэластичный, если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок.

      Единичной эластичностью называют ситуацию, когда  процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине.

      Спрос является совершенно неэластичным, если изменение цены не приводит к изменению количества покупаемой продукции. Спрос является совершенно эластичным, если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей.

      К факторам, определяющим ценовую эластичность спроса относят:

  1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
  2. Время приспособления к изменению цены. Если цена на товар резко повышается, людям требуется время, чтобы найти товары-заменители, так более продолжительные поиски заменителей и увеличение их доступности сделают спрос более эластичным. Спрос на продукт более эластичен в длинном промежутке времени. Это зависит от привычек потребителя и долговечности продукта.
  3. Доля потребительского бюджета, отведенного на продукт. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.
  4. Является ли данный продукт предметом роскоши и предметом необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши напротив зачастую эластичен.

      При анализе спроса важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. В целом кривая спроса за короткий промежуток времени (менее года) выглядят совершенно иначе, чем за долгосрочный период.

      Для многих товаров спрос более эластичен  от цены для долгосрочного периода. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

      Для других товаров спрос более эластичен  для краткосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

      Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде. 
 
 
 

3.3. Эластичность спроса по доходу. 

      Уровень дохода и его колебания – важные факторы рыночного спроса. Эластичность спроса по доходу (ЕI) измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Она вычисляется по формуле:

Информация о работе Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства