Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общие положения о спросе. 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. 5
1.2. Виды спроса. 7
1.3. Кривая спроса. 7
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 10
Глава 3. Эластичность спроса. 14
3.1. Свойства эластичности спроса. 14
3.2. Ценовая эластичность спроса. 14
3.3. Эластичность спроса по доходу. 17
3.4. Перекрестная эластичность спроса. 18
3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 19
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 20
Глава 4. Спрос на ресурсы. 21
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 22
4.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурсы. 22
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. 24
Глава 6. Спрос и предложение. 26
6.1. Взаимосвязь спроса и предложения. 26
6.2. Экономический кругооборот. 28
Заключение. 30
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курс. Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

, где I – доходы потребителя, Q – количество товара.

      Значение  EI может быть положительным или отрицательным числом либо равно нулю.

      Эластичность  спроса по доходу будет равна нулю для товаров, потребление которых не чувствительно к изменению доходов.

      Положительная эластичность предполагает, что увеличение в доходе сопровождается увеличением объема покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную эластичность спроса по доходу. Товары, чья эластичность больше единицы и увеличивается при росте дохода, иногда называются предметами роскоши. Данное процентное увеличение в доходе влечет большее процентное увеличение в покупках товаров.

      Отрицательная эластичность спроса по доходу подразумевает  обратное отношение между доходом и объемом покупок. Гиффеновые и некачественные товары имеют отрицательную эластичность.

      Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества покупаемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

      Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства.

      Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики.

      Небольшой положительный или отрицательный  коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

      Как и ценовая эластичность, эластичность спроса по доходу зависит от длительности рассматриваемого промежутка времени. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, так как люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования – обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности – спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют «цикличными» – их сбыт имеет циклический характер изменений. 

3.4. Перекрестная эластичность спроса. 

      Перекрестная  эластичность измеряет процентные изменения  в количестве купленного товара X в ответ на каждое 1%-ное изменение в цене какого-то другого товара Y. Формулой перекрестной эластичности спроса (EC) является зависимость между спросом на товар X и ценой другого товара Y:

      , где Qx – количество товара X; Py – цена товара Y.

      Концепция перекрестной эластичности позволяет  измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт к изменению цены на другой продукт. Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Перекрестная эластичность может быть положительной, отрицательной и нулевой.

      Нулевая перекрестная эластичность свидетельствует о том, что данные продукты являются товарами, независящими друг от друга в потреблении.

      Если  товары взаимозаменяемы и могут  служить одинаковым целям, их перекрестная эластичность спроса будет положительной. Как бы ни менялась цена одного товара, при прочих равных условиях, спрос на другой движется в том же направлении. Это означает, что увеличивающаяся цена такого товара ведет к увеличению объема покупок другого товара. Чем больше взаимозаменяемость двух продуктов, тем больше величина перекрестной эластичности.

      Если  коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняющими (комплементарными) товарами, то есть товарами, которые взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость данных товаров. 

3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 

      При оценке эластичности по показателю общей  выручки выделяют три следующих случая:

  1. Эластичный спрос (коэффициент эластичности больше единицы). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
  2. Неэластичный спрос (коэффициент эластичности меньше единицы). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно, при неэластичном спросе увеличение цены приведет к увеличению общей выручки. Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
  3. Единичная эластичность (коэффициент эластичности равен единице). Если увеличить или уменьшить цены, то общая выручка останется неизменной.
 

  
 
 

3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 

      Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

      В зависимости от эластичности выделяют два вида кривых спроса:

  1. Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вдоль кривой спроса.
  2. Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Глава 4. Спрос на ресурсы. 

      Спрос на ресурсы является производным, то есть зависимым, от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой – прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше.

      Каждая  дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов, то есть предельный продукт (в денежном выражении – предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы. Но предприятия стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации – уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие и дополнительные ресурсы.

      При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов.

  1. Эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал).
  2. Эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал).

      Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.

      Таким образом, производный спрос на ресурсы возрастает, если:

  1. увеличивается спрос на продукт;
  2. повышается производительность труда в выпуске готовой продукции;
  3. поднимается цена замещающих ресурсов;
  4. снижается цена на дополнительные ресурсы.
 

4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 

      К факторам, влияющим на спрос, предъявляемый  на ресурсы относятся следующие изменения:

  1. Изменение в спросе на продукт. При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.
  2. Изменение производительности использования ресурсов. Это изменение ведет к однонаправленному изменению в спросе на ресурсы.

      Производительность  использования ресурсов можно изменять разными путями, к которым относят:

  1. увеличение числа ресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами;
  2. технологические усовершенствования;
  3. повышение качества самого рассматриваемого ресурса;
  4. изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).
 

4.2. Факторы,  влияющие на эластичность спроса  на ресурсы. 

Эластичность спроса на ресурсы определяют следующие три фактора:

  1. Эластичность спроса на готовую продукцию. Чем выше эластичность спроса на готовую продукцию, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготавливаемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы.
  2. Замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами или внедрения более совершенной технологии.
  3. Удельный вес ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, то это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса на эти ресурсы.
 

  

Глава 5. Влияние спроса на экономическую

стратегию предприятия. 

      Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия, которое является производителем на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, то есть провести анализ спроса и предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

      Размер  реального спроса зависит от реальной покупательной способности и цены на товар. Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

      Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары практически постоянен, а при выпуске новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но спрос на товар насыщается, и объем производства начинает превышать его.

      Прогнозирование спроса для различных товаров  различно по сложности. Спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден, как спрос на автомобильные коробки передач или химическое сырье. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

      Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем  долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.

      При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом следующих факторов:

Информация о работе Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства