Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на его малейшие изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, которые занимаются непосредственно вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о спросе. 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. 5
1.2. Виды спроса. 7
1.3. Кривая спроса. 7
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос. 10
Глава 3. Эластичность спроса. 14
3.1. Свойства эластичности спроса. 14
3.2. Ценовая эластичность спроса. 14
3.3. Эластичность спроса по доходу. 17
3.4. Перекрестная эластичность спроса. 18
3.5. Оценка эластичности по показателю общей выручки. 19
3.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса. 20
Глава 4. Спрос на ресурсы. 21
4.1. Факторы, влияющие на спрос на ресурсы. 22
4.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурсы. 22
Глава 5. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия. 24
Глава 6. Спрос и предложение. 26
6.1. Взаимосвязь спроса и предложения. 26
6.2. Экономический кругооборот. 28
Заключение. 30
Список использованной литературы.
Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль. Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль.
Для
производства продукция выбирается
по наименьшим издержкам на производство
единицы продукции и по наибольшей прибыли
от реализации единицы товара.
Глава 6.
Спрос и предложение.
Если
спрос – это количество продукции,
которое покупатель желает и имеет
возможность купить, то есть платежеспособная
потребность, то предложение – это то
количество благ, которое продавцы готовы
предложить покупателям в конкретное
время в конкретном месте.
6.1. Взаимосвязь
спроса и предложения.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Взаимосвязь спроса и предложения налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ, при котором и спрос и предложение совпадут.
Пересечение
кривых спроса и предложения определяет
цену равновесия (или рыночную цену) и
равновесное количество продукции (График
5). Любую другую цену конкуренция делает
неустойчивой.
График 5.
Избыточный спрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет вытеснять некоторых потребителей с рынка и будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара.
Избыточное предложение, возникающее при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены привлекут на рынок дополнительных покупателей и будут подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции.
Увеличение спроса при неизменности предложения порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях:
В этом случае
совмещаются два эффекта
В этом случае наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем было первоначально.
Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении:
Чтобы определить изменение равновесной цены в этом случае, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество увеличится независимо от того масштаб какого эффекта будет больше: понижения цены в результате повышения предложения или ее увеличения в связи с увеличением спроса.
Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, то равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта уменьшается независимо от того больше масштабы уменьшения предложения по сравнению с масштабами уменьшения спроса либо нет.
Могут
возникать особые случаи, когда уменьшение
спроса или предложения с одной стороны,
и увеличение предложения или спроса –
с другой, полностью нейтрализуют друг
друга. В обоих этих случаях конечное воздействие
на равновесную цену оказывается нулевым,
спрос не изменяется.
6.2. Экономический
кругооборот.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. Экономический кругооборот – это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а оно развивает спрос.
Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления, как экономических благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.
Модель экономического кругооборота имеет большое значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.
Заключение.
Спрос – это одно из ключевых понятий в современных рыночных отношениях. Рыночный спрос зависит не только от всех основополагающих факторов индивидуального спроса, но также от населения и распределения его по возрастам, от распределения дохода между демографическими группами, от размеров домашнего хозяйства (семьи), от количества потребителей за рубежом, желающих и имеющих возможность приобрести продукт.
Функции спроса могут быть оценены при помощи рыночных экспериментов, опросов потребителей или статистического анализа данных. Статистические методы допускают оценку коэффициентов спроса, которые измеряют воздействие со стороны изменения факторов спроса. Коэффициенты спроса могут быть использованы для оценки эластичности по цене, по доходу и перекрестной эластичности.
Чтобы проанализировать рыночный спрос в полной мере, должны быть приняты в расчет все основные факторы, влияющие на потребительские покупки. Расширение теории спроса в этом направлении делает необходимым ввести в рассмотрение функцию спроса. Функция спроса выделяет объем спроса как функцию от цены товара. Она точно определяет влияние дохода потребителя, цен взаимосвязанных товаров и услуг всех остальных факторов рыночного спроса на объем покупок потребителем данного товара.
Выделение влияния со стороны изменения отдельных переменных на объем спроса – очень трудная задача, так как крайне сложно выполнить условие «при прочих равных условиях» так, чтобы влияние отдельно взятого фактора на потребление было четко установлено.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению.
Для измерения величины изменения спроса используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», то есть пользующихся спросом у покупателей, товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.
Список
использованной литературы.
Информация о работе Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства