Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов.
Работа состоит из двух основных глав, в которых рассмотрены сущность и классификация решений, анализ различных методов и моделей принятия решений и характеристика методов активизации творческого решения, а также была разработана принципиальная схема модели принятия творческого решения с использованием метода «Мозгового штурма» на примере конкретной задачи и сделаны определенные выводы.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты принятия решений
1.1 Сущность и классификация решений
1.2 Анализ методов и моделей принятия решений
1.3 Коллективные методы принятий решений
Глава 2. Разработка модели творческого решения
2.1 Общая характеристика методов активизации творческого мышления
2.2 Принципиальная схема модели принятия творческого решения с использованием метода «Мозгового штурма»
Заключение
Библиографический список
5) Оценка идей на реализуемость
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.
Каждая карточка с идеей должна быть помечена такими значками:
+ + - очень хорошая, оригинальная идея;
+ - неплохая идея;
0 - не удалось найти конструктива;
НР - невозможно реализовать;
ТР - трудно реализовать;
РР - реально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.
Время этого этапа - 20 минут.
| |
1 группа - 4 идеи предложила |
|
1) Запретить на заводе курить - 0; 2) Курить в специально - отведенное время по 1 минуте - НР; 3) Курить только в обед - ТР; 4) «Курилку» перенести из дальнего помещения в центр цеха, установить ее на высоком постаменте и сделать стеклянной - РР |
|
|
|
| |
2 группа - 3 идеи предложила |
|
1) Вход в «курилку» сделать по специальным электронным карточкам, считывающим время на курение и количество людей, находящихся в помещении - ТР; 2) Вместо сигарет на заводе выдавать конфета - 0; 3) Премировать тех, кто бросит курить - +. |
|
|
|
6) Завершение
Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.
Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм». Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.
Результаты, полученные в процессе работы, «выстраданные» участниками, имеют для них большое значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения «мозгового штурма» поручить кому-либо (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому участнику. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.
Плоды «мозгового штурма» важно «материализовать» в самое короткое время.
Ответ задачи:
В нашем случае оценку РР (реально реализовать) получила идея 1 группы: «курилку» перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.
Итак, мы выяснили, что не всегда четкие, рациональные модели принятия решения действенны. Чаще, все идеи приведены «в жизнь» и необходимы новые решения. В этом случае приходят на помощь модели активизации творческого решения. Наиболее известные из них, это метод «Мозгового штурма» или «Мозговой атаки», метод «Синектика», «Карабельный совет» и другие. В основе этих методов лежит свобода мыслей по заданной теме, анализ полученных идей. Главная особенность в том, что можно высказывать самые невероятные и нелепые идеи, и они могут быть воплощены в жизнь. Полный полет фантазии.
Заключение
Итак, нами был рассмотрен и охарактеризован процесс принятия решений с технологической точки зрения. Подытожим результаты работы:
Принятие решения является важной составной частью менеджмента. В процессе функционирования организация, а именно менеджеры, сталкиваются с самыми различными проблемами, которые требуют решения, то есть принятия управленческого решения.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера: анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленной на достижение целей.
Многоаспектность управленческой деятельности вызвала к жизни самые разнообразные виды решений. При всем многообразии решений у них есть общие признаки, по которым проводится классификация. Решения, находясь в одной классификационной группе, имеют свои особенности, и как следствие этого свои способы их принятия.
Принятие управленческого решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. Основа принятия управленческих решений является методология, предусматривающая системный комплексный подход к решению проблем, применяя различные методы принятия управленческого решения.
Метод - это способ достижения организационных целей, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Использование методов повышает качество принимаемых решений за счет использования научного подхода, системной ориентации и моделей.
Подробнее, коллективный метод - это метод принятия решения, в основе которого лежит коллективная работа над реализацией управленческих решений. На данный период, это один из самых прогрессивных методов. К этому методу относят такие известные, как «Мозговой штурм», «Корабельный совет», «Метод Дельфы», Дискуссионные совещания и др.
Но наиболее притязательными методами являются, те которые приносят самые неожиданные и эффективные идеи. При помощи моделей активации творческого мышления. В основе этих методов лежит свобода мыслей и не критичность. Главная особенность в том, что можно высказывать самые невероятные и нелепые идеи, и они могут быть воплощены в жизнь.
На мой взгляд в предстоящие десятилетия многие так называемые поведенческие науки, безусловно, сделают шаг вперед. Тогда появится возможность строить намного более эффективные технологии принятия решения. Но уже сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главным участником которой является руководитель.
Задачи исследования решены, цель достигнута.
Библиографический список
1. Вертакова, Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие / Ю.В. Вертакова, И. А. Козьева, – М.: КНОРУС, 2005. – 352с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский , А. И Наумов— М.: Гардарики, 2003. – 528с.
3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501с.
4. Дафт, Р.М. , Управленческие решения. Секрет успеха. / Р.М. Дафт - www.koob.ru
5. Орлов, А.И. Теория принятия решений: Учебное пособие / А.И. Орлов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 656с.
6. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / А. Г. Поршнев, М.Л. Разу, А.В. Тихомирова., — М. - ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528с.
7. Самоукина Н.В. «Коллективные методы принятия решений», Лучшие HR-решения / Н.В.Самоукина - http://www.jobway.ru/
8. Смирнов, Э.А. Управленческие решения: учебное пособие /Э.А. Смирнов. — М.: ИНФРА-М, 2001. – 264с.
9. www.wikipedia.org
33
Информация о работе Методы и модели принятия решений в менеджменте