Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:02, курсовая работа
Острыми проявлениями кризиса в России явились: «мягкая» девальвация рубля, составившая 40% в течение 4 го квартала 2008г, двукратное падение спроса на продукцию строительной и автомобильной отраслей, стремительное уменьшение золотовалютных резервов, высокий уровень запланированного дефицита бюджета в 2009-2010гг., низкая эффективность антикризисной политики федеральных и региональных властей [14, С. 85.].
1. Введение 3.
2. Причины возникновения мирового экономического кризиса
2008-2009 гг. 4.
3. Экономический кризис в отдельных странах:
3.1. Экономический кризис в Соединенных штатах Америки 9.
3.2. Экономический кризис в России 11.
3.3. Экономический кризис в Китае 12.
3.4. Экономический кризис в Украине 15.
3.5. Экономический кризис в Белоруссии 16.
4. Влияние экономического кризиса на мировые рынки 17.
5. Основные тенденции социально-экономического развития
России в 2009-2010гг. 24.
6. Основные приоритеты социально-экономического развития
Российской Федерации в 2011 - 2013 гг. 27.
7. Заключение 30.
8. Список использованных источников 33.
Больше других пострадали экономики, сильно зависящие от конъюнктуры мировых рынков, обремененные внешней задолженностью и не располагающие широким спектром конкурентоспособных производств.
Кризис привел к росту дифференциации между центрами экономической мощи на мировой арене. Относительно укрепились позиции США, которые начали кризисную волну, но затем стали основным локомотивом посткризисного роста. Усиливаются различия в Еврозоне, где обозначились как лидеры оживления - Германия, Франция, так и "зоны риска" - Греция, Италия, Испания, Португалия, Ирландия. Важным фактором этого размежевания становится уровень бюджетной дисциплины стран [15, С. 24].
Кризис усилил роль развивающихся рынков. В числе динамичных центров роста, избежавших спада, оказались не только Китай, но еще и Индия; спад почти не затронул экономику Бразилии. Если до кризиса рост их экономик обеспечивал почти половину прироста мирового ВВП, то в условиях кризиса мировой спад без этих трех стран составил бы не 0,6%, а более 2 процентов. В ближайшие годы доля в мировой экономике Индо-Азиатского экономического центра может значительно возрасти. Его доля в мировом ВВП уже выросла с 24% в 2007 г. до 26% в 2009 г. и в 2013 г. может достичь 30% мирового ВВП.
Массированные стимулирующие меры были предприняты большинством стран и в развитых странах привели к резкому росту дефицитов бюджетов и уровня суверенной задолженности. Масштаб необходимой фискальной консолидации для сокращения дефицитов и способность обслуживать накопленные долги будут определять основные негативные риски дальнейшего развития мировой экономики. Бюджетный кризис в Греции, риски долгового кризиса в Испании, Португалии, Ирландии обуславливают продолжение стагнации в европейской экономике в 2010 году и слабый рост в последующие годы. Навес корпоративных и государственных долгов требует ужесточения бюджетной политики во многих странах европейского региона, однако это не перевешивает потенциала роста в азиатско-индийском регионе и достаточно уверенного восстановления экономики США.
Рассмотрим
темпы роста мировой экономики
(таблица 1).
Таблица 1- Темпы роста мировой экономики
Вариант | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Мир | базовый (b) | 3,1 | -0,6 | 4,3 | 3,8 | 4,0 | 4,2 |
консервативный (a) | 3,2 | 3,0 | 2,8 | ||||
оптимистичный (c) | 4,3 | 4,6 | 4,8 | ||||
США | базовый (b) | 1,1 | -2,4 | 3,0 | 2,4 | 2,4 | 2,5 |
консервативный (a) | 1,5 | 1,4 | 1,8 | ||||
оптимистичный (c) | 2,9 | 3,0 | 3,2 | ||||
Еврозона | базовый (b) | 0,9 | -4,1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,6 |
консервативный (a) | 1,0 | 1,0 | 0,8 | ||||
оптимистичный (c) | 1,8 | 1,9 | 2,0 | ||||
Япония | базовый (b) | -1,2 | -5,3 | 3,0 | 1,2 | 1,2 | 1,0 |
консервативный (a) | 1,0 | 0,8 | 0,5 | ||||
оптимистичный (c) | 1,8 | 2,2 | 2,0 | ||||
Китай | базовый (b) | 9,2 | 8,7 | 10,0 | 8,5 | 8,6 | 8,5 |
консервативный (a) | 8,0 | 6,0 | 7,2 | ||||
оптимистичный (c) | 9,5 | 9,8 | 9,7 | ||||
СНГ (без России) |
базовый (b) | 5,5 | -6,6 | 4,7 | 4,7 | 5,3 | 4,9 |
консервативный (a) | 4,5 | 4,5 | 4,2 | ||||
оптимистичный (c) | 5,2 | 6,1 | 5,8 |
В базовом сценарии (варианты b) устойчивое восстановление мировой экономики будет поддержано мягким выходом из стимулирующих антикризисных программ и сохранением относительно нежесткой денежной политики, при этом удастся избежать негативных последствий, вызванных ростом государственных обязательств. Роль основных локомотивов роста играют экономики США, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Индии. В 2010 году экономический рост США возможен около 3%, к 2013 году рост замедлится до 2,5 процента. Восстановление экономики Еврозоны будет происходить более медленно: в 2010 г. рост 1,2%, а к 2013 г. темпы роста увеличатся до 1,6 процента. Рост экономики Китая, ускорившись в 2010 г. до 10%, к 2013 г. может стабилизироваться на уровне 8,5 процента.
Экономика развитых стран вырастет с 2,6% в 2010 г. до 2,4% в 2011 г., среднегодовые темпы роста около 2,5% сохранятся до 2013 года. Темпы роста развивающихся стран и экономик с формирующимся рынком в этот период будут существенно выше - 6,8 - 6,5% в год. В этих условиях рост мировой экономики в 2010 - 2013 гг. будет поддерживаться на уровне 3,8 - 4,3%, что создает предпосылки для расширения мировой торговли и сохранения благоприятной конъюнктуры основных товарно-сырьевых рынков.
Выход
мировой экономики из кризиса
может сопровождаться рисками снижения
темпов и возврата отдельных стран
и регионов в область негативной
динамики. Основной угрозой являются
резко возросший уровень
В странах ОЭСР дефицит бюджетов в среднем достиг 10% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета такого экономического лидера, как США в 2009 году составил 12,5% ВВП, что не сильно отличается от фактически обанкротившейся Греции, дефицит бюджета которой достиг 13,6%, а госдолг повысился до 115% ВВП. Расходы консолидированного бюджета США в 2010 году превысят доходы на 10,7% ВВП, а величина совокупного государственного долга достигнет 92,1% ВВП. В перспективе до 2015 года этот показатель будет неуклонно возрастать, уже в 2012 году превысив 100%-ную отметку.
Дефицит федерального бюджета США в 2010 году, составил 11% ВВП, что не намного ниже сопоставимого показателя 2009 г. - 11,3 процента. Серьезное сокращение дефицита до уровня 5% ВВП предполагается лишь к 2013 году с возобновлением роста этого показателя впоследствии из-за увеличения планируемых расходов государства.
На
протяжении прогнозного периода
страны зоны евро и Евросоюза с
большим уровнем задолженности,
прежде всего Португалия, Ирландия,
Греция, Испания, и страны с более
весомыми экономиками, такие как
Франция и Великобритания, будут
принимать необходимые
В Греции планируются меры фискальной политики, направленные на постепенное снижение бюджетного дефицита с 13,6% в 2009 г. до уровня ниже 3% ВВП к 2014 г., что необходимо для достижения понижающейся траектории отношения долга к ВВП с 2013 г. и далее. При этом государственный долг увеличится с 115% ВВП в 2009 г. до 140% ВВП в 2013 г., после чего может начаться его снижение. Снижение бюджетного дефицита Ирландии планируется с 14,3% ВВП в 2009 г. до целевого уровня 4,9% в 2013 году. Главный фактор достижения целей фискальной консолидации Ирландии - экономия на расходах бюджета. Государственный долг Ирландии увеличится с 64% ВВП в 2009 г. почти до 100% ВВП в 2013 году. Правительство Испании ожидает, что жесткая фискальная политика позволит снизить бюджетный дефицит с 11,4% ВВП в 2009 г. до 3% ВВП в 2013 году. В дополнение к мерам фискальной политики, обозначенным в программе "стабилизации бюджета", включающей увеличение налогов и сокращение трансфертов, субсидий и государственных инвестиций, в мае был принят новый пакет фискальных мер. Он предполагает ужесточение данной политики, в частности, путем сокращения заработной платы работников государственного сектора экономики. Государственный долг при этом увеличится с 50% ВВП в 2009 г. до 70% ВВП в 2013 году. Италия планирует снизить бюджетный дефицит с 5,3% ВВП в 2009 г. до 5% ВВП в 2010 г. и до 3% ВВП к 2012 г., что на год опережает большинство стран, проводящих программы снижения чрезмерных бюджетных дефицитов. При этом рост государственного долга Италии ожидается со 116% ВВП в 2009 г. до 119% ВВП в 2011 - 2012 гг., и лишь с 2013 года начнется его постепенное снижение. Правительство Великобритании предполагает в ближайшие два года добиться стабилизации текущего дефицита бюджета на уровне 7,5% ВВП со снижением до 4% ВВП в 2013 году. Однако высокие уровни платежей по обслуживанию долга обеспечат быстрый рост госдолга по отношению к ВВП с текущих 54% до уровня около 70% в 2013 - 2015 гг., лишь впоследствии ожидается его некоторое уменьшение [9, С. 44-52].
Таким
образом, несмотря на анонсированные меры
бюджетной консолидации, в ближайшие
годы уровень официального долга
продолжит увеличиваться в
Выход мировой экономики из кризиса может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран и регионов в область негативной динамики. Замедление восстановления экономики США, сохраняющаяся на кризисном уровне безработица, слабая динамика спроса, замедление восстановления промышленности, стагнация кредитования и негативная динамика на рынке жилья на фоне близких к историческому максимуму уровней бюджетного дефицита и государственного долга повышают риски суверенной кредитоспособности, ограничивают возможности стимулирования восстановления экономики. Угроза реализации этих рисков может сделать приоритетным принятие жестких мер финансовой консолидации.
В условиях реализации сценария системных рисков задолженности и суверенной кредитоспособности развитых стран (вариант 1a) восстановление экономики США к 2013 году замедлится до 1,8%, темпы выхода из рецессии экономики Еврозоны не превысят 1 процента. Стагнация восстановления экономики развитых стран окажет угнетающее воздействие на расширение объемов мировой торговли, что сузит возможности роста стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Темпы восстановления мировой экономики в условиях реализации данного сценария замедлятся до 2 - 3 процентов.
Восстановление мировой экономики способствует закреплению относительно высоких цен на большинстве мировых товарных рынков. Рост промышленности развитых стран, поддерживаемый государственными программами стимулирования спроса, такими как строительство нового жилья и покупка автомобилей, поддерживает рост спроса на рынке металлов. Восстановление и рост объемов потребления энергоресурсов обеспечивают высокие нефтяные котировки [11].
Уровень цен на сырье также поддерживается возвращением инвестиционной привлекательности производных инструментов от товарных контрактов на сырьевых рынках. Перспективы сохранения мягкой монетарной политики, монетизации госдолга США и минимальных процентных ставок будут стимулировать активность инвесторов на мировых товарных рынках.
Цены
на сталь, начав восстанавливаться
с минимума в 240 долларов за тонну, пришедшегося
на начало 2009 года и совпавшего с
пиком спада промышленности развитых
стран, достигли максимума в 595 долларов
за тонну к апрелю 2010 г., отражая
восстановительную динамику промышленности
и жилищного строительства в
США и Китае. Далее последовала
коррекция до уровня 400 долларов за
тонну, обусловленная угрозой
На котировки металлов в 2010 и последующие годы помимо темпов восстановления мировой экономики и промышленности будет оказывать серьезное влияние ситуация в Китае - крупнейшем в мире потребителе металлов. Китайское руководство предпринимает меры для охлаждения собственной экономики, в связи с чем пересматриваются некоторые программы пополнения стратегических резервов.
Запуск
амбициозных инфраструктурных проектов
в развивающихся странах, прежде
всего в Индии, и бурный рост строительного
сектора экономики Китая
Согласно
оценкам World Steel Association (WSA), потребление
стали в мире уже в 2010 году возрастет
на 10,7% относительно 2009 года и составит
1,25 млрд. тонн. Это превышает докризисный
уровень 2007 года. В дальнейшем, в 2011
году потребление стали в мире
увеличится еще на 5,3% и достигнет
нового исторического максимума - 1,3
млрд. тонн. Ожидается, что рост потребления
стали в Китае, возросший в 2009
году на 25%, в 2011 - 2013 гг. стабилизируется
на уровне 3 - 4% под влиянием мер по
ограничению роста цен на недвижимость,
замедления темпов роста строительства
и вероятной ревальвации юаня
[15, С. 12-16].
ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-
В 2010 году продолжилось экономическое оживление, начавшееся во второй половине прошлого года (таблица 2).
Таблица
2- Основные показатели развития экономики
России в 2009-2010гг.
Показатели | 2009 | 2010 | ||||
I п/годие | II п/годие | год |
I п/годие | II п/годие | год | |
ВВП | 89, 8 | 94, 1 | 92, 1 | 104, 2 | 103, 9 | 104, 0 |
Индекс потребительских цен | 107,4 | 101,3 | 108, 8 | 104, 4 | 103, 3 | 107,0 |
Индекс промышленного производства | 85, 5 | 96, 1 | 90,7 | 110,2 | 105, 0 | 107, 6 |
Обрабатывающие производства | 77, 7 | 92, 4 | 84, 8 | 114, 3 | 105, 5 | 109, 9 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | 101,4 | 101, 0 | 101,2 | 102, 9 | 77,3 | 90, 1 |
Инвестиции в основной капитал, % | 79, 4 | 88,2 | 83, 8 | 101, 3 | 103,7 | 102,5 |
Объемы работ по виду деятельности "Строительство" | 80,7 | 87, 3 | 84, 0 | 96, 9 | 102, 3 | 99, 6 |
Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м общей площади | 21, 6 | 38, 3 | 59, 9 | 21, 6 | 38, 4 | 60, 0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 102,1 | 102, 5 | 102,3 | 105, 1 | 103,7 | 104, 4 |
Реальная заработная плата | 97, 6 | 95, 4 | 96, 5 | 104, б | 105,2 | 104, 9 |
Оборот розничной торговли | 97, 5 | 93, 1 | 95, 1 | 103, 4 | 107,0 | 105,2 |
Объем платных услуг населению | 97, 2 | 94,4 | 95, 8 | 100,8 | 102, 4 | 101, 6 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 125, 4 | 178, 0 | 303, 4 | 189,8 | 188, 4 | 378,2 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 82, 4 | 109, 4 | 191, 8 | 104,2 | 136, 8 | 241, 0 |
Средняя цена за нефть, долл. США/ баррель | 50, 8 | 71 | 61, 1 | 75, 9 | 74,1 | 75 |
Информация о работе Мировой финансовый кризис и его последствия для России