Мировой финансовый кризис и его последствия для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Острыми проявлениями кризиса в России явились: «мягкая» девальвация рубля, составившая 40% в течение 4 го квартала 2008г, двукратное падение спроса на продукцию строительной и автомобильной отраслей, стремительное уменьшение золотовалютных резервов, высокий уровень запланированного дефицита бюджета в 2009-2010гг., низкая эффективность антикризисной политики федеральных и региональных властей [14, С. 85.].

Содержание

1. Введение 3.
2. Причины возникновения мирового экономического кризиса
2008-2009 гг. 4.
3. Экономический кризис в отдельных странах:
3.1. Экономический кризис в Соединенных штатах Америки 9.
3.2. Экономический кризис в России 11.
3.3. Экономический кризис в Китае 12.
3.4. Экономический кризис в Украине 15.
3.5. Экономический кризис в Белоруссии 16.
4. Влияние экономического кризиса на мировые рынки 17.
5. Основные тенденции социально-экономического развития
России в 2009-2010гг. 24.
6. Основные приоритеты социально-экономического развития
Российской Федерации в 2011 - 2013 гг. 27.
7. Заключение 30.
8. Список использованных источников 33.

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория - копия.docx

— 70.66 Кб (Скачать документ)

    Больше  других пострадали экономики, сильно зависящие  от конъюнктуры мировых рынков, обремененные внешней задолженностью и не располагающие  широким спектром конкурентоспособных  производств.

    Кризис  привел к росту дифференциации между  центрами экономической мощи на мировой  арене. Относительно укрепились позиции  США, которые начали кризисную волну, но затем стали основным локомотивом  посткризисного роста. Усиливаются  различия в Еврозоне, где обозначились как лидеры оживления - Германия, Франция, так и "зоны риска" - Греция, Италия, Испания, Португалия, Ирландия. Важным фактором этого размежевания становится уровень бюджетной дисциплины стран [15, С. 24].

    Кризис  усилил роль развивающихся рынков. В числе динамичных центров роста, избежавших спада, оказались не только Китай, но еще и Индия; спад почти  не затронул экономику Бразилии. Если до кризиса рост их экономик обеспечивал  почти половину прироста мирового ВВП, то в условиях кризиса мировой  спад без этих трех стран составил бы не 0,6%, а более 2 процентов. В ближайшие  годы доля в мировой экономике  Индо-Азиатского экономического центра может значительно возрасти. Его  доля в мировом ВВП уже выросла  с 24% в 2007 г. до 26% в 2009 г. и в 2013 г. может  достичь 30% мирового ВВП.

    Массированные стимулирующие меры были предприняты  большинством стран и в развитых странах привели к резкому  росту дефицитов бюджетов и уровня суверенной задолженности. Масштаб  необходимой фискальной консолидации для сокращения дефицитов и способность обслуживать накопленные долги будут определять основные негативные риски дальнейшего развития мировой экономики. Бюджетный кризис в Греции, риски долгового кризиса в Испании, Португалии, Ирландии обуславливают продолжение стагнации в европейской экономике в 2010 году и слабый рост в последующие годы. Навес корпоративных и государственных долгов требует ужесточения бюджетной политики во многих странах европейского региона, однако это не перевешивает потенциала роста в азиатско-индийском регионе и достаточно уверенного восстановления экономики США.

    Рассмотрим  темпы роста мировой экономики (таблица 1). 

Таблица 1- Темпы роста мировой экономики

  Вариант       2008 2009 2010 2011  2012  2013
Мир     базовый (b)         3,1 -0,6 4,3  3,8   4,0  4,2 
консервативный (a)  3,2   3,0  2,8 
оптимистичный (c)   4,3   4,6  4,8 
США     базовый (b)         1,1 -2,4 3,0  2,4   2,4  2,5 
консервативный (a)  1,5   1,4  1,8 
оптимистичный (c)   2,9   3,0  3,2 
Еврозона базовый (b)         0,9 -4,1 1,2  1,4   1,6  1,6 
консервативный (a)  1,0   1,0  0,8 
оптимистичный (c)   1,8   1,9  2,0 
Япония  базовый (b)         -1,2 -5,3 3,0  1,2   1,2  1,0 
консервативный (a)  1,0   0,8  0,5 
оптимистичный (c)   1,8   2,2  2,0 
Китай   базовый (b)         9,2 8,7 10,0 8,5   8,6  8,5 
консервативный (a)  8,0   6,0  7,2 
оптимистичный (c)   9,5   9,8  9,7 
СНГ      
(без     
России)
базовый (b)         5,5 -6,6 4,7  4,7   5,3  4,9 
консервативный (a)  4,5   4,5  4,2 
оптимистичный (c)   5,2   6,1  5,8 
 

    В базовом сценарии (варианты b) устойчивое восстановление мировой экономики  будет поддержано мягким выходом  из стимулирующих антикризисных  программ и сохранением относительно нежесткой денежной политики, при  этом удастся избежать негативных последствий, вызванных ростом государственных  обязательств. Роль основных локомотивов  роста играют экономики США, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Индии. В 2010 году экономический рост США  возможен около 3%, к 2013 году рост замедлится до 2,5 процента. Восстановление экономики  Еврозоны будет происходить более  медленно: в 2010 г. рост 1,2%, а к 2013 г. темпы  роста увеличатся до 1,6 процента. Рост экономики Китая, ускорившись в 2010 г. до 10%, к 2013 г. может стабилизироваться  на уровне 8,5 процента.

    Экономика развитых стран вырастет с 2,6% в 2010 г. до 2,4% в 2011 г., среднегодовые темпы роста около 2,5% сохранятся до 2013 года. Темпы роста развивающихся стран и экономик с формирующимся рынком в этот период будут существенно выше - 6,8 - 6,5% в год. В этих условиях рост мировой экономики в 2010 - 2013 гг. будет поддерживаться на уровне 3,8 - 4,3%, что создает предпосылки для расширения мировой торговли и сохранения благоприятной конъюнктуры основных товарно-сырьевых рынков.

    Выход мировой экономики из кризиса  может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран  и регионов в область негативной динамики. Основной угрозой являются резко возросший уровень корпоративного и государственного долга во многих развитых странах, включая системные  риски высоких бюджетных дефицитов  в таких центрах мировой экономики, как США, Евросоюз и Япония.

    В странах ОЭСР дефицит бюджетов в  среднем достиг 10% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета такого экономического лидера, как США в 2009 году составил 12,5% ВВП, что не сильно отличается от фактически обанкротившейся Греции, дефицит  бюджета которой достиг 13,6%, а  госдолг повысился до 115% ВВП. Расходы  консолидированного бюджета США  в 2010 году превысят доходы на 10,7% ВВП, а  величина совокупного государственного долга достигнет 92,1% ВВП. В перспективе до 2015 года этот показатель будет неуклонно возрастать, уже в 2012 году превысив 100%-ную отметку.

    Дефицит федерального бюджета США в 2010 году, составил 11% ВВП, что не намного ниже сопоставимого показателя 2009 г. - 11,3 процента. Серьезное сокращение дефицита до уровня 5% ВВП предполагается лишь к 2013 году с возобновлением роста этого показателя впоследствии из-за увеличения планируемых расходов государства.

    На  протяжении прогнозного периода  страны зоны евро и Евросоюза с  большим уровнем задолженности, прежде всего Португалия, Ирландия, Греция, Испания, и страны с более  весомыми экономиками, такие как  Франция и Великобритания, будут  принимать необходимые программы  сокращения госрасходов, чтобы избежать неуправляемой эскалации долговой проблемы на наднациональный уровень  и новой волны долгового кризиса, зарождающегося в Европе.

    В Греции планируются меры фискальной политики, направленные на постепенное  снижение бюджетного дефицита с 13,6% в 2009 г. до уровня ниже 3% ВВП к 2014 г., что  необходимо для достижения понижающейся траектории отношения долга к  ВВП с 2013 г. и далее. При этом государственный  долг увеличится с 115% ВВП в 2009 г. до 140% ВВП в 2013 г., после чего может начаться его снижение. Снижение бюджетного дефицита Ирландии планируется с 14,3% ВВП в 2009 г. до целевого уровня 4,9% в 2013 году. Главный фактор достижения целей  фискальной консолидации Ирландии - экономия на расходах бюджета. Государственный  долг Ирландии увеличится с 64% ВВП в 2009 г. почти до 100% ВВП в 2013 году. Правительство  Испании ожидает, что жесткая  фискальная политика позволит снизить  бюджетный дефицит с 11,4% ВВП в 2009 г. до 3% ВВП в 2013 году. В дополнение к мерам фискальной политики, обозначенным в программе "стабилизации бюджета", включающей увеличение налогов и  сокращение трансфертов, субсидий и  государственных инвестиций, в мае  был принят новый пакет фискальных мер. Он предполагает ужесточение данной политики, в частности, путем сокращения заработной платы работников государственного сектора экономики. Государственный долг при этом увеличится с 50% ВВП в 2009 г. до 70% ВВП в 2013 году. Италия планирует снизить бюджетный дефицит с 5,3% ВВП в 2009 г. до 5% ВВП в 2010 г. и до 3% ВВП к 2012 г., что на год опережает большинство стран, проводящих программы снижения чрезмерных бюджетных дефицитов. При этом рост государственного долга Италии ожидается со 116% ВВП в 2009 г. до 119% ВВП в 2011 - 2012 гг., и лишь с 2013 года начнется его постепенное снижение. Правительство Великобритании предполагает в ближайшие два года добиться стабилизации текущего дефицита бюджета на уровне 7,5% ВВП со снижением до 4% ВВП в 2013 году. Однако высокие уровни платежей по обслуживанию долга обеспечат быстрый рост госдолга по отношению к ВВП с текущих 54% до уровня около 70% в 2013 - 2015 гг., лишь впоследствии ожидается его некоторое уменьшение [9, С. 44-52].

    Таким образом, несмотря на анонсированные меры бюджетной консолидации, в ближайшие  годы уровень официального долга  продолжит увеличиваться в большинстве  стран. Это обстоятельство в среднесрочной  перспективе будет ограничивать возможности фискальной политики и  будет сохранять риски возможных  суверенных дефолтов.

    Выход мировой экономики из кризиса  может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран  и регионов в область негативной динамики. Замедление восстановления экономики США, сохраняющаяся на кризисном уровне безработица, слабая динамика спроса, замедление восстановления промышленности, стагнация кредитования и негативная динамика на рынке жилья на фоне близких к историческому максимуму уровней бюджетного дефицита и государственного долга повышают риски суверенной кредитоспособности, ограничивают возможности стимулирования восстановления экономики. Угроза реализации этих рисков может сделать приоритетным принятие жестких мер финансовой консолидации.

    В условиях реализации сценария системных  рисков задолженности и суверенной кредитоспособности развитых стран (вариант 1a) восстановление экономики США  к 2013 году замедлится до 1,8%, темпы выхода из рецессии экономики Еврозоны не превысят 1 процента. Стагнация восстановления экономики развитых стран окажет угнетающее воздействие на расширение объемов мировой торговли, что  сузит возможности роста стран  Азиатско-Тихоокеанского региона. Темпы  восстановления мировой экономики  в условиях реализации данного сценария замедлятся до 2 - 3 процентов.

    Восстановление  мировой экономики способствует закреплению относительно высоких  цен на большинстве мировых товарных рынков. Рост промышленности развитых стран, поддерживаемый государственными программами стимулирования спроса, такими как строительство нового жилья и покупка автомобилей, поддерживает рост спроса на рынке  металлов. Восстановление и рост объемов  потребления энергоресурсов обеспечивают высокие нефтяные котировки [11].

    Уровень цен на сырье также поддерживается возвращением инвестиционной привлекательности  производных инструментов от товарных контрактов на сырьевых рынках. Перспективы  сохранения мягкой монетарной политики, монетизации госдолга США и минимальных  процентных ставок будут стимулировать  активность инвесторов на мировых товарных рынках.

    Цены  на сталь, начав восстанавливаться  с минимума в 240 долларов за тонну, пришедшегося на начало 2009 года и совпавшего с  пиком спада промышленности развитых стран, достигли максимума в 595 долларов за тонну к апрелю 2010 г., отражая  восстановительную динамику промышленности и жилищного строительства в  США и Китае. Далее последовала  коррекция до уровня 400 долларов за тонну, обусловленная угрозой суверенных дефолтов и обострением проблем  бюджетных дефицитов ряда европейских  стран, сворачиванием финансирования антикризисных программ в развитых странах, ужесточением правил финансового регулирования в США и рядом других факторов, повлиявших на перспективы восстановления мировой экономики.

    На  котировки металлов в 2010 и последующие  годы помимо темпов восстановления мировой  экономики и промышленности будет  оказывать серьезное влияние  ситуация в Китае - крупнейшем в мире потребителе металлов. Китайское  руководство предпринимает меры для охлаждения собственной экономики, в связи с чем пересматриваются некоторые программы пополнения стратегических резервов.

    Запуск  амбициозных инфраструктурных проектов в развивающихся странах, прежде всего в Индии, и бурный рост строительного  сектора экономики Китая позволяют  говорить о благоприятных перспективах рынка стали на перспективу до 2013 года даже с учетом возможного замедления мировых темпов роста.

    Согласно  оценкам World Steel Association (WSA), потребление  стали в мире уже в 2010 году возрастет  на 10,7% относительно 2009 года и составит 1,25 млрд. тонн. Это превышает докризисный  уровень 2007 года. В дальнейшем, в 2011 году потребление стали в мире увеличится еще на 5,3% и достигнет  нового исторического максимума - 1,3 млрд. тонн. Ожидается, что рост потребления  стали в Китае, возросший в 2009 году на 25%, в 2011 - 2013 гг. стабилизируется  на уровне 3 - 4% под влиянием мер по ограничению роста цен на недвижимость, замедления темпов роста строительства  и вероятной ревальвации юаня [15, С. 12-16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ В 2009-2010 ГГ. 

     В 2010 году продолжилось экономическое  оживление, начавшееся во второй половине прошлого года (таблица 2).

Таблица 2- Основные показатели развития экономики России в 2009-2010гг. 

Показатели                 2009                 2010
I п/годие II п/годие  
год
I п/годие II п/годие  
год
ВВП 89, 8 94, 1 92, 1 104, 2 103, 9 104, 0
Индекс  потребительских цен 107,4 101,3 108, 8 104, 4 103, 3 107,0
Индекс  промышленного производства 85, 5 96, 1 90,7 110,2 105, 0 107, 6
Обрабатывающие  производства 77, 7 92, 4 84, 8 114, 3 105, 5 109, 9
Индекс  производства продукции сельского  хозяйства 101,4 101, 0 101,2 102, 9 77,3 90, 1
Инвестиции  в основной капитал,  % 79, 4 88,2 83, 8 101, 3 103,7 102,5
Объемы  работ по виду деятельности "Строительство" 80,7 87, 3 84, 0 96, 9 102, 3 99, 6
Ввод  в действие жилых домов, млн. кв. м  общей площади 21, 6 38, 3 59, 9 21, 6 38, 4 60, 0
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 102,1 102, 5 102,3 105, 1 103,7 104, 4
Реальная  заработная плата 97, 6 95, 4 96, 5 104, б 105,2 104, 9
Оборот  розничной торговли 97, 5 93, 1 95, 1 103, 4 107,0 105,2
Объем платных услуг населению 97, 2 94,4 95, 8 100,8 102, 4 101, 6
Экспорт товаров, млрд. долл. США 125, 4 178, 0 303, 4 189,8 188, 4 378,2
Импорт  товаров, млрд. долл. США 82, 4 109, 4 191, 8 104,2 136, 8 241, 0
Средняя цена за нефть, долл. США/ баррель 50, 8 71 61, 1 75, 9 74,1 75

Информация о работе Мировой финансовый кризис и его последствия для России