Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат
Цена является важнейшим фактором при принятии потребительских решений на рынке ОУ, поэтому можно утверждать, что ценообразование – это существенный элемент общей конкурентной стратегии вуза.
Вузы столкнулись с целым комплексом проблем в этой сфере, основные из которых [70]:
отсутствие практического опыта ценообразования на ОУ;
неразработанность соответствующей нормативной базы;
недостаточный уровень проработанности методик ценообразования;
отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на ОУ.
Параллельно
на основе принятого норматива
Кратко прокомментируем предложенный механизм.
Блок 1. В качестве целей ценовой политики вуза могут выступать:
Блок 2. На этом этапе определяются представления потенциального потребителя об «ощущаемой ценности» предлагаемой образовательной услуги. Для получения требуемой информации может быть использован метод фокус-групп.
Блок 3. Осуществляется так называемое «ценностное ценообразование». Его задача – установление цен таким образом, чтобы обеспечить вузу необходимые финансовые результаты за счет достижения выгодного соотношения «ценность – затраты».
Блок 4. Производится расчет себестоимости ОУ. Все известные методы расчета затрат могут быть классифицированы по трем основным признакам [52, 124]:
По первому признаку методы расчета себестоимости подразделяются на три типа:
По
второму признаку все методы расчета
себестоимости можно
Третий
признак классификации
Заметим, что все перечисленные здесь методы предполагают расчет затрат на реализацию программ высшего профессионального образования. Между тем, сложности возникают чаще при оценке затрат на другие виды ОУ, так как для программ высшего образования в качестве ориентиров могут служить некоторые бюджетные нормативы.
Блок 5. На основе рассчитанной интегральной себестоимости или какого-либо ее базового элемента при установленном нормативе рентабельности определяется «затратная» цена ОУ.
Блок 6. На базе известных маркетинговых алгоритмов производится анализ цен на аналогичные образовательные программы, предлагаемые конкурирующими вузами и другими образовательными организациями.
Блок 7. Производится сопоставительный анализ цен, рассчитанных затратным способом и методом «ощущаемой ценности», а также цен конкурентов.
Блок 8. На основе результатов сопоставительного анализа (блок 7) осуществляется корректировка цены, найденной методом «ощущаемой ценности», причем эта корректировка может производится только в меньшую сторону, т.к. «ценностное ценообразование» определяет верхнюю границу ценового диапазона.
Характер изменения цены зависит от ценовой стратегии, реализуемой вузом, занимаемой им ценовой ниши, его роли и положения на региональном рынке образовательных услуг.
Заметим также, что нижний порог цены, определяемый затратным методом, также может быть уменьшен путем изменения исходной базы затратного ценообразования (численности групп, нормативов оплаты труда и пр.).
Блок 9. Данный этап обеспечивает гибкость и адаптивность ценовой политики вуза за счет формирования системы скидок и наценок.
На практике применяются различные виды скидок, в частности:
Наценки
применяются чаще всего при реализации
индивидуальных планов и графиков учебной
работы, при целевой подготовке специалистов
по заказам корпоративных
На этом же этапе формируется механизм компенсации потерь от инфляции.
Рассмотрим далее процедуры и алгоритмы реализации затратного метода и метода анализа ощущаемой ценности образовательной услуги потребителем.
Нами предлагается алгоритм реализации затратного метода установления цены, пригодный для любого типа образовательной услуги (рис.4.3.3.).
В качестве основной исходной информации для расчета выступают:
Предлагаемый механизм предусматривает использование в качестве базы фонда оплаты труда ППС, т.е. остальные статьи калькуляции находятся путем умножения величины этого фонда на некоторый коэффициент.
Первоначально на основании отраслевых нормативов устанавливается планируемое количество обучаемых в группе N и средняя почасовая оплата труда ППС (С). Затем на основе учебного плана данной образовательной программы определяется общий объем (V) учебной работы в академических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группой или потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и индивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работы пропорционально количеству обучаемых (N).
После
нахождения фонда оплаты труда ППС
с помощью соответствующих коэффициентов
dу ,dх и dа рассчитываются фонды
оплаты труда учебно-вспомогательного
персонала (УВП), хозяйственного персонала
и административно-
Коэффициент kс , определяющий ставку единого социального налога, устанавливается действующим законодательством.
Планирование прямых затрат на реализацию данной образовательной программы Зп и затрат на содержание вуза Зв осуществляется путем установления значений п соответствующих коэффициентов Кп и Ки зависит от характера и содержания образовательной программы, структуры и состояния основных фондов образовательного учреждения.
В состав затрат Зп следует включить:
Затраты на содержание вуза Зв предусматривают:
Очевидно, что ОУ одного уровня могут существенно различаться по себестоимости. Например, реализация программы высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» существенно дороже реализации соответствующих юридических образовательных программ из-за необходимости использования при подготовке врачей лабораторного оборудования, клинической базы, фармацевтических препаратов. Если в такой ситуации применить норматив рентабельности к полной себестоимости ОУ, то цена на медицинскую специальность будет значительно выше, что, во-первых, нежелательно в рамках одного вуза, а, во-вторых, существенно повлияет на спрос.
Нам представляется весьма удачным изложенное в [124] предложение устанавливать норматив рентабельности р относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы ППС. При этом указанный фонд является единой расчетной базой во всей процедуре ценообразования.
Проиллюстрируем
рассмотренную процедуру
Исходные данные:
Результаты расчета цены приведены в табл. 4.3.2.
Расчет цены обучения одного слушателя затратным методом.
№ | Наименование статьи расходов | Коэффи-циент | Расчет затрат | Затраты, руб. |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Заработная плата ППСОплата труда УВПОплата труда АУП и прочего персонала Общий фонд оплаты труда с начислениями Прямые затраты на реализацию образовательной программы Затраты на содержание вуза Всего затрат Себестоимость обучения одного слушателя Цена обучения |
dу = 0,15 dа
= 0,10 Kс
= 0,356 Kп
= 0,60 Kв
= 0,55 P = 0,50 |
110 х 1400
154000 х 0,15 154000 х
0,10 (154000+23100+15400)х1,356 154000 х
0,60 154000 х
0,55 261030+92400+84700 438130 / 50 8763+0,500х |
154000
23100 15400 261030 92400 84700 438130 8763 10303 |
Информация о работе Модель ценообразования на образовательные услуги