Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат
Цена является важнейшим фактором при принятии потребительских решений на рынке ОУ, поэтому можно утверждать, что ценообразование – это существенный элемент общей конкурентной стратегии вуза.
Вузы столкнулись с целым комплексом проблем в этой сфере, основные из которых [70]:
отсутствие практического опыта ценообразования на ОУ;
неразработанность соответствующей нормативной базы;
недостаточный уровень проработанности методик ценообразования;
отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на ОУ.
Однако алгоритм ценообразования должен предусматривать механизм компенсации потерь от инфляции. Дело в том, что рост заработной платы в высшей школе (даже во внебюджетной сфере) традиционно отстает от темпов инфляции. Поэтому рассчитанная по данному алгоритму цена не будет соответствовать уровню цен на другие продукты и услуги. Для устранения этого несоответствия необходимо предусмотреть возможность введения в цену ОУ инфляционной составляющей.
Корректировка может быть осуществлена методом скользящих цен [184]. В нашем случае механизм скольжения задается формулой вида:
Ц1 = Цо (Z Зт1 / Зто + (4.3.1.)
где Цо – базовая цена ОУ на момент первоначального расчета;
Ц1 – цена ОУ с учетом инфляционной составляющей;
Z - доля оплаты труда в базисной цене ОУ;
Рi – доля отдельных видов прямых затрат в базисной цене ОУ (i = 1,2,….., n);
Wj – доля отдельных видов затрат на содержание вуза в базисной цене ОУ (j = 1,2,……., k);
А – доля в базисной цене прочих элементов, не подлежащих корректировке;
Зт1 / Зто – индекс изменения оплаты труда;
Зпli / Зпoj - индекс изменения цен на отдельные виды прямых затрат;
Звlj / Звoj – индексы изменения цен на отдельные элементы затрат по содержанию вуза.
Для коэффициентов, входящих в формулу (4.3.1.), должно выполняться соотношение:
Z +
Очевидно,
что механизм скользящих цен имеет
смысл применять для средне- и
долгосрочных ОУ.
В практике современного ценообразования используется разветвленная система ценовых стратегий, основные из которых рассмотрены в работах [88, 102, 144, 154].
Ценовые стратегии разнообразны, что вполне объяснимо: вуз как любой хозяйствующий субъект вынужден функционировать в различных рыночных ситуациях, что требует от него наличия достаточно широкого набора рыночных инструментов, в том числе и ценовых, а также умения их оперативно и своевременно использовать.
Рассмотрим кратко некоторые основные ценовые стратегии хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы государственными вузами на рынке ОУ.
К
стратегии высоких цен
Стратегия высоких цен может применяться образовательным учреждением с целью апробации новой образовательной услуги и ее цены. Если высокая цена дает слишком малый объем продаж, то возможно избирательное снижение цены до уровня, обеспечивающего желаемые финансовые результаты.
Стратегия высоких цен дает позитивные результаты при выполнении следующих условий:
Применение стратегии низких цен возможно с целью обеспечения загрузки преподавателей, когда вуз не рассчитывает на большой приток студентов и слушателей при более высоких ценах.
Данная стратегия может применяться и при введении новой ОУ на рынок. В этом случае ее называют стратегией «прорыва». Цель стратегии – быстрое проникновение на рынок, охват как можно большей группы потребителей, ограничение входа на рынок конкурентов.
Стратегия
низких цен связана с опасностью
генерирования спроса на ОУ, превышающего
материально-технические и
Анализ состояния современного рынка высшего профессионального образования позволяет, по нашему мнению, выделить четыре крупные группы вузов:
Эти вузы проповедуют обычно стратегию низких цен и ориентируются на контингент потребителей, имеющих низкий уровень общеобразовательной подготовки. Эти вузы мы называем «аутсайдерами».
Очевидно, что каждой из выделенных четырех групп соответствует своя ценовая стратегия (о чем уже говорилось в ходе представления этих групп). Очевидно также, что эта стратегия не является чем-то постоянным, а может изменяться и совершенствоваться в зависимости от рыночных условий.
В табл. 4.3.3. сделана попытка на основе анализа региональных рынков ОУ обобщить современную практику формирования стратегий: в ней представлена матрица «группа вузов – ценовая стратегия». Данные этой таблицы могут быть использованы при формировании ценовой стратегии вуза.
Матрица «группа вузов – ценовая стратегия».
Группа вузов
Ценовая стратегия |
Лидеры | Моторы | Консерваторы | Аутсайдеры |
Высоких цен |
+ | + | ||
Средних цен |
+ | |||
Низких цен | + | |||
Целевых цен | + | + | ||
Изменения цен | + |
Информация о работе Модель ценообразования на образовательные услуги