Модель ценообразования на образовательные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат

Описание

Цена является важнейшим фактором при принятии потребительских решений на рынке ОУ, поэтому можно утверждать, что ценообразование – это существенный элемент общей конкурентной стратегии вуза.
Вузы столкнулись с целым комплексом проблем в этой сфере, основные из которых [70]:
 отсутствие практического опыта ценообразования на ОУ;
 неразработанность соответствующей нормативной базы;
 недостаточный уровень проработанности методик ценообразования;
 отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на ОУ.

Работа состоит из  1 файл

4.3.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

       Однако  алгоритм ценообразования должен предусматривать  механизм компенсации потерь от инфляции. Дело в том, что рост заработной платы в высшей школе (даже во внебюджетной сфере) традиционно отстает от темпов инфляции. Поэтому рассчитанная по данному алгоритму цена не будет соответствовать уровню цен на другие продукты и услуги. Для устранения этого несоответствия необходимо предусмотреть возможность введения в цену ОУ инфляционной составляющей.

       Корректировка может быть осуществлена методом скользящих цен [184]. В нашем случае механизм скольжения задается формулой вида:

       Ц1 = Цо (Z Зт1 / Зто +                    (4.3.1.)

       где Цо – базовая цена ОУ на момент первоначального расчета;

       Ц1 – цена ОУ с учетом инфляционной составляющей;

       Z - доля оплаты труда в базисной цене ОУ;

       Рi – доля отдельных видов прямых затрат в базисной цене ОУ (i = 1,2,….., n);

       Wj – доля отдельных видов затрат на содержание вуза в базисной цене ОУ (j = 1,2,……., k);

       А – доля в базисной цене прочих элементов, не подлежащих корректировке;

       Зт1 / Зто – индекс изменения оплаты труда;

       Зпli / Зпoj - индекс изменения цен на отдельные виды прямых затрат;

       Звlj / Звoj – индексы изменения цен на отдельные элементы затрат по содержанию вуза.

       Для коэффициентов, входящих в формулу (4.3.1.), должно выполняться соотношение:

       Z +

       Очевидно, что механизм скользящих цен имеет  смысл применять для средне- и  долгосрочных ОУ. 

       В практике современного ценообразования  используется разветвленная система ценовых стратегий, основные из которых рассмотрены в работах [88, 102, 144, 154].

       Ценовые стратегии разнообразны, что вполне объяснимо: вуз как любой хозяйствующий субъект вынужден функционировать в различных рыночных ситуациях, что требует от него наличия достаточно широкого набора рыночных инструментов, в том числе и ценовых, а также умения их оперативно и своевременно использовать.

       Рассмотрим  кратко некоторые основные ценовые  стратегии хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы государственными вузами на рынке ОУ.

  1. Стратегия высоких цен. Эту стратегию называют в маркетинге стратегией премиального ценообразования.

       К стратегии высоких цен относится  и стратегия «снятия сливок». Она предусматривает установление высокой цены при введении нового продукта на рынок. Стратегия «снятия сливок» возможна тогда, когда продуцент убежден, что имеется круг потребителей, которые готовы приобрести ОУ и по высокой цене.

       Стратегия высоких цен может применяться  образовательным учреждением с целью апробации новой образовательной услуги и ее цены. Если высокая цена дает слишком малый объем продаж, то возможно избирательное снижение цены до уровня, обеспечивающего желаемые финансовые результаты.

       Стратегия высоких цен дает позитивные результаты при выполнении следующих условий:

  • высокая цена поддерживает образ высокого качества образовательной услуги и имидж вуза;
  • наблюдается высокий устойчивый уровень текущего спроса со стороны потребителей, малочувствительных к цене;
  • не наблюдается существенных финансовых потерь из-за снижения объема предоставляемых услуг в физическом выражении;
  • имеются значительные входные рыночные барьеры;
  • конкуренция на рынке ОУ ограничена.
  1. Стратегия средних цен. Является, пожалуй, наиболее типичной стратегией для большинства высших учебных заведений. Многие вузы считают, что именно эта стратегия исключает «ценовые войны» и обеспечивает долгосрочную стабильную политику на рынке ОУ.
  1. Стратегия низких цен. В настоящее время эту стратегию на рынке ОУ применяют филиалы вузов, слабые негосударственные и государственные учебные заведения, отличающиеся плохой материально-технической базой, отсутствием высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

       Применение  стратегии низких цен возможно с  целью обеспечения загрузки преподавателей, когда вуз не рассчитывает на большой приток студентов и слушателей при более высоких ценах.

       Данная  стратегия может применяться  и при введении новой ОУ на рынок. В этом случае ее называют стратегией «прорыва». Цель стратегии – быстрое  проникновение на рынок, охват как можно большей группы потребителей, ограничение входа на рынок конкурентов.

       Стратегия низких цен связана с опасностью генерирования спроса на ОУ, превышающего материально-технические и кадровые возможности вуза.

  1. Стратегия целевых цен. При данной стратегии целевой величиной является определенная сумма дохода, при этом объемы продаж и цены могут меняться, но запланированный доход должен обеспечиваться.
  2. Стратегия неизменных цен. Вуз может стремиться к установлению и сохранению на протяжении длительного периода времени неизменных цен на свои услуги. В случае роста отдельных видов затрат вуз вместо пересмотра цен в сторону увеличения предпринимает специальные меры для стабилизации цены (увеличение количества лиц в учебной группе, снижение других расходных статей и пр.). К сожалению, высокий уровень инфляции в России практически не позволяет высшим учебным заведениям в полной мере реализовывать данную стратегию.
  3. Стратегия изменения цены ОУ внутри жизненного цикла. Эта стратегия имеет много разновидностей:
  • плавное снижение цены ОУ после введения ее на рынок;
  • постепенное повышение цены на ОУ после введения ее на рынок;
  • стратегия «пульсирующих» изменений, что, по мнению маркетологов, с одной стороны, стимулирует потенциальных потребителей, а с другой стороны, обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

       Анализ  состояния современного рынка высшего  профессионального образования  позволяет, по нашему мнению, выделить четыре крупные группы вузов:

  • Вузы, которые относятся к элите высшего профессионального образования. Имидж данных учебных заведений чрезвычайно высок, учиться в них престижно, цены на образование, как правило, высокие. Будем в дальнейшем называть вузы, входящие в эту группу, «лидерами».
  • Вузы, которые энергично «раскручивают» свой брэнд. Эти вузы очень динамичны, весьма чувствительны к изменениям спроса на рынке ОУ, запросам потенциальных потребителей. Их цель – перейти в разряд элитарных или, по крайней мере, максимально приблизиться к ним. Они постоянно в поиске новых форм и методов обучения, перспективных направлений и специальностей, поэтому нуждаются в значительных финансовых средствах на материально-техническое обеспечение, рекламу и пр. Назовем эти вузы «моторами».
  • Третья группа включает вузы различных профилей, традиционно функционирующие на рынке ОУ. Им принадлежит достаточно большой сегмент рынка. Большинство из них имеет хорошую материальную базу, созданную, как правило, в доперестроечный период; цены на ОУ – умеренные, номенклатура направлений и специальностей регулярно изменяется с учетом конъюнктуры рынка. Однако «революционных» изменений в деятельности не наблюдается, поэтому мы решили назвать эти вузы «консерваторами».
  • Наконец, четвертую группу вузов составляют мелкие государственные вузы, большинство созданных в последние годы негосударственных высших учебных заведений, огромное число филиалов государственных и негосударственных вузов. К сожалению, основное количество представителей этой группы не имеют необходимого учебно-методического обеспечения деятельности; учебный процесс организован на базе плохо приспособленных, как правило, арендованных площадей; большинство преподавателей работает на условиях совместительства.

       Эти вузы проповедуют обычно стратегию  низких цен и ориентируются на контингент потребителей, имеющих низкий уровень общеобразовательной подготовки. Эти вузы мы называем «аутсайдерами».

       Очевидно, что каждой из выделенных четырех  групп соответствует своя ценовая  стратегия (о чем уже говорилось в ходе представления этих групп). Очевидно также, что эта стратегия не является чем-то постоянным, а может изменяться и совершенствоваться в зависимости от рыночных условий.

       В табл. 4.3.3. сделана попытка на основе анализа региональных рынков ОУ обобщить современную практику формирования стратегий: в ней представлена матрица «группа вузов – ценовая стратегия». Данные этой таблицы могут быть использованы при формировании ценовой стратегии вуза.

       Таблица 4.3.3.

Матрица «группа вузов – ценовая  стратегия».

                            Группа вузов

Ценовая стратегия

Лидеры  Моторы Консерваторы Аутсайдеры

Высоких цен

+ +    

Средних цен

    +  
Низких  цен       +
Целевых цен +   +  
Изменения цен   +    

Информация о работе Модель ценообразования на образовательные услуги