Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Целью данной  работы является рассмотрение понятия олигополия и исследование ее воздействия на поведение фирм.
  Для достижения поставленной цели в работе подробно рассматриваются основные особенности олигополистического рынка, а также анализируется поведение фирм на рынке при различных формах олигополии.
Введение………………………………………………………………………5
I. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка……..7
1.1. Олигополия  и рыночная концентрация………………………………..7
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………….8
1.3. Основные характеристики олигополии………………………………..9
1.4. Олигополия  и эффективность…………………………………………..14
1.5. Последствия  олигополии………………………………………………..17
II. Модели олигополии……………………………………………………….21
2.1. Модель  дуополии Курно………………………………………………..21
2.2. Модель  Штакельберга…………………………………………………..23
2.3. Теория « изгибающейся кривой спроса»……………………................27
2.4. Теория игр и поведение олигополии…………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….34
Приложения ………………………………………………………………….36
 
Заключение.
В данной работе я попыталась определить причины существования олигополии и оценить степень влияния олигополии на поведение фирм.
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.[19; c.189]
  Подобные 
утверждения подкреплены 
 
 
 
 
Библиографический список.
1. Микроэкономика. 
Теория и российская практика/Под ред. 
А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио 
Рус», 2000 стр.134 
2. Мэнкью Н.Г. Принципы 
экономикс. – СПб.: ПитерКом, 1999.стр. 56 
3. Экономика. Учебник. 
Под ред. А.И. Архипова, 1998. стр.257 
4. Иохин В.Я. Экономическая 
теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2000. стр.187 
5. Экономика. Учебник/Под 
ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство БЕК, 
1997. стр. 14 
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики - М.: Норма 2000. стр.52
11. Как 
распределяются экономические ресурсы. 
Типы экономических систем. // Стендлейк 
Дж. Р. Экономикс для начинающих – М.: 1996. 
стр. 33 
12. Пиндайк 
P., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. 
стр.45 
13. Агапова 
И.И. История экономической мысли. Курс 
лекций. – Москва, Ассоциация авторов 
и издателей "Тандем", Издательство 
ЭКМОС 1998 – 248 с. 
 
14. Современная 
экономика/Под ред. О. Мамедова - Ростов 
н/Д: Феникс, 2000. стр. 304 
15. Особенности 
олигополии в российской экономике./Е.С. 
Голубева// Проблемы новой политической 
экономики. - 2005.  стр. 161 
16. Экономика 
/Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, 
А.К. Большакова. М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. стр.143 
17. Большой экономический 
словарь. По ред. А.С. Азрилияна. – М.: Ин-т 
Новой экономики. 1999. стр.345 
18. Франк Р.Х. Микроэкономика 
и поведение. – М., 2000.  стр.125 
19. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под ред. к.э.н., доц. А. С. Булатова. – М. 2005. стр. 200
 
Приложения. 
 
 
Рисунок 
1.5 
 
 
  
Рисунок 2. Интенсивность 
слияний и поглощений в американской экономике 
на протяжении ХХ века. 6 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 
3.7 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Рисунок 48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 5. Смещение  графика спроса 
на продукцию фирмы X 
при расширении продажи Y.9 
 
Рисунок 6. Кривые реакции фирм на поведение друг друга.10
                                                      
 
 
 
Рисунок 11.Рынок для олигополиста по теории “изгибающейся кривой спроса”11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 12.12
Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике