Модели олигополии и их проявление в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия олигополия и исследование ее воздействия на поведение фирм.
Для достижения поставленной цели в работе подробно рассматриваются основные особенности олигополистического рынка, а также анализируется поведение фирм на рынке при различных формах олигополии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
I. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка……..7
1.1. Олигополия и рыночная концентрация………………………………..7
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………….8
1.3. Основные характеристики олигополии………………………………..9
1.4. Олигополия и эффективность…………………………………………..14
1.5. Последствия олигополии………………………………………………..17
II. Модели олигополии……………………………………………………….21
2.1. Модель дуополии Курно………………………………………………..21
2.2. Модель Штакельберга…………………………………………………..23
2.3. Теория « изгибающейся кривой спроса»……………………................27
2.4. Теория игр и поведение олигополии…………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….34
Приложения ………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовик МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)
 
    • Каждая  фирма-олигополист может организовывать свой бизнес не только по конкретной форме олигополии, но и может включать в себя какие-то особенности каждой из форм.
 
    • Все формы  олигополии остаются недостаточно изученными и имеют свои недостатки. Но можно заметить, что каждая из форм является каким-либо видом равновесия Нэша.

 

      Заключение.

   В данной работе я попыталась определить причины существования олигополии и оценить степень влияния олигополии на поведение фирм.

    Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

  Существование олигополии связано с ограничениями  входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее   2,5  миллиона тонн стали и т.д.

  Немногочисленность  фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

  Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.[19; c.189]

  Подобные  утверждения подкреплены многочисленными  эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские  фирмы, оперирующие в высококонцентрированных отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как “Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие. 
 
 
 

 

  Библиографический список.

1. Микроэкономика. Теория и российская практика/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио Рус», 2000 стр.134 

2. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: ПитерКом, 1999.стр. 56 

3. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 1998. стр.257 

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2000. стр.187 

5. Экономика. Учебник/Под ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство БЕК, 1997. стр. 14 

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики - М.: Норма 2000. стр.52

7. «Монополия, олигополия, конкуренция». Учебное пособие./ Гольдман Г.Я.                                                         Таганрог: Изд-во ТРТУ 1998. стр. 87

8. «Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А. // Проблемы прогнозирования, 1995 стр.10

    9. «Особенности поведения фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новое экономическое мышление» 1996. стр.13

10. «Ценовое лидерство. Поведение фирмы - лидера» Ю.И. Ребрин. стр.77

 

    11. Как распределяются экономические ресурсы. Типы экономических систем. // Стендлейк Дж. Р. Экономикс для начинающих – М.: 1996. стр. 33 

    12. Пиндайк P., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. стр.45 

13. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – Москва, Ассоциация авторов и издателей "Тандем", Издательство ЭКМОС 1998 – 248 с. 
 

    14. Современная экономика/Под ред. О. Мамедова - Ростов н/Д: Феникс, 2000. стр. 304 

    15. Особенности олигополии в российской экономике./Е.С. Голубева// Проблемы новой политической экономики. - 2005. стр. 161 

    16. Экономика /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. стр.143 

    17. Большой экономический словарь. По ред. А.С. Азрилияна. – М.: Ин-т Новой экономики. 1999. стр.345 

18. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. стр.125 

    19. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под ред. к.э.н., доц. А. С. Булатова. – М. 2005. стр. 200

 

Приложения. 
 
 

Рисунок 1.5 
 

 

   Рисунок 2. Интенсивность слияний и поглощений в американской экономике на протяжении ХХ века. 6 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 3.7 

    
 
 
 
 
 
 

 

   Рисунок 48 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5. Смещение графика спроса на продукцию фирмы X при расширении продажи Y.9 

 

     Рисунок 6. Кривые реакции фирм на поведение друг друга.10

                    

                                                      
 
 
 

Рисунок 11.Рынок для олигополиста по теории “изгибающейся кривой спроса”11

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 12.12

Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике