Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия олигополия и исследование ее воздействия на поведение фирм.
Для достижения поставленной цели в работе подробно рассматриваются основные особенности олигополистического рынка, а также анализируется поведение фирм на рынке при различных формах олигополии.
Введение………………………………………………………………………5
I. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка……..7
1.1. Олигополия и рыночная концентрация………………………………..7
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………….8
1.3. Основные характеристики олигополии………………………………..9
1.4. Олигополия и эффективность…………………………………………..14
1.5. Последствия олигополии………………………………………………..17
II. Модели олигополии……………………………………………………….21
2.1. Модель дуополии Курно………………………………………………..21
2.2. Модель Штакельберга…………………………………………………..23
2.3. Теория « изгибающейся кривой спроса»……………………................27
2.4. Теория игр и поведение олигополии…………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….34
Приложения ………………………………………………………………….36
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное
государственное
высшего прорегионального образования
«Орловский
государственный аграрный университет»
Кафедра
Экономической теории
Курсовая
работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему
«Модели
олигополии и их проявление
в современной экономике».
Студентка
Группа
Научный руководитель
к.э.н., доцент Солодовник А.И.
Курсовая работа
допущена к защите «___» __________2009 г.
Курсовая работа защищена с оценкой ____________________
ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по экономической теории
студентки Леоновой Оксаны Сергеевны
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
на тему:
«Модели
олигополии и их проявление
в современной экономике».
Задание приняла к исполнению ___________________(Леонова О.С.)
подпись
Срок сдачи
курсовой работы до 12
мая 2009 года
Рецензия:
Научный
руководитель ______________________________
ОТЗЫВ (качественные характеристики)
на
Курсовую работу студентки
Леоновой О.С.
№ пп | Качественные характеристики работы | max балл | Факт. балл |
I. | Оценка работы по формальным категориям: | 30 | |
1. | Соблюдение сроков сдачи работы по этапам написания | 4 | |
2. | Внешний вид работы и правильность оформления работы | 2 | |
3. | Наличие правильно оформленного плана | 2 | |
4. | Наличие внутренней рубрикации разделов (архитектоника плана) | 4 | |
5. | Указание страниц в плане и их нумерация в тексте | 2 | |
6. | Наличие в тексте сносок и ссылок | 2 | |
7. | Правильность цитирования и оформления цитат | 3 | |
8. | Наглядность и качество иллюстрированного материала | 3 | |
9. | Наличие и качество дополнительных приложений | 3 | |
10. | Правильность оформления списка литературы | 5 | |
II . | Оценка работы по содержанию: | 70 | |
1. | Актуальность проблематики | 4 | |
2. | Логическая структура работы и её отражение в плане | 2 | |
3. | Глубина рубрикации и сбалансированность разделов | 2 | |
4. | Качество введения | 5 | |
5. | Указание цели, задач, предмета, объекта, методов исследования | 5 | |
6. | Соответствие содержания работы заявленной теме | 6 | |
7. | Соответствие содержания разделов их названию | 2 | |
8. | Логическая связь между разделами | 3 | |
9. | Степень самостоятельности в изложении | 13 | |
10. | Наличие элементов научной новизны | 3 | |
11. | Связь работы с российской проблематикой | 5 | |
12. | Умение делать выводы | 10 | |
13. | Качество составления заключения | 5 | |
14. | Знание новейшей литературы | 5 | |
III. | Наличие ошибок принципиального характера | -35 | |
ИТОГО |
«____» __________200_
г.
Преподаватель ________________к.э.н., доцент А.И. Солодовник
(подпись)
Содержание.
Введение…………………………………………………………
I. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка……..7
1.1. Олигополия
и рыночная концентрация…………………
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………….8
1.3. Основные характеристики олигополии………………………………..9
1.4. Олигополия
и эффективность………………………………………
1.5. Последствия
олигополии………………………………………………..
II. Модели
олигополии……………………………………………………
2.1. Модель
дуополии Курно…………………………………………
2.2. Модель
Штакельберга………………………………………………
2.3. Теория
« изгибающейся кривой спроса»……………………...............
2.4. Теория игр и поведение олигополии…………………………………..29
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….34
Приложения
………………………………………………………………….36
Введение
В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам пришлось решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).
Целью данной работы является рассмотрение понятия олигополия и исследование ее воздействия на поведение фирм.
Для
достижения поставленной цели в работе
подробно рассматриваются основные особенности
олигополистического рынка, а также анализируется
поведение фирм на рынке при различных
формах олигополии.
I.
Понятие олигополии
и особенности олигополистического
рынка
1.1. Олигополия и рыночная концентрация
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии защищены
барьерами для входа на рынок, схожими
с теми, которые существуют для монопольных
фирм. Естественная олигополия существует,
когда несколько фирм могут поставлять
продукцию для всего рынка при более низких
долгосрочных издержках, чем были бы у
множества фирм.
Олигополия, как мы увидим ниже, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.
Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.
Понятие
рыночной концентрации тесно связано
с количеством фирм-участников рынка,
то есть компаний, выпускающих сходный
продукт и конкурирующих между собой
в борьбе за потребителя. Существуют различные
показатели, измеряющие рыночную концентрацию.
Отраслевой показатель рыночной концентрации
чаще всего рассчитывается как доля продаж
4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме
отраслевого выпуска (в процентах). [3; с.792]
1.2.
Взаимодействие фирм
на рынке в условиях
олигополии.
В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. [4с.870] По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.
Информация о работе Модели олигополии и их проявление в современной экономике