Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МОЛОДЁЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА 5
1.1.Специфика положения молодёжи на рынке труда 10
1.2.Дискриминация на рынке труда 21
2.ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 25
2.1.Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи 26
2.2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений 30
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ 34
3.1.Правовое регулирование молодёжной политики -
3.2.Программы поддержки молодёжи 35
3.3.Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых
людей. Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в
"свободной"
экономике налицо: это быстро
растущий слой
структурной перестройки. И, тем не менее, рынок трансформирует отраслевую
структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение
полноценного
образования необходимым
социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается. Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам:
переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации. По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения
перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и
социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет
способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и
отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста
продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.
1.1.Специфика положения молодёжи на рынке труда.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях
структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально
новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и
болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу
специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости молодёжи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодёжного рынка труда: требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занятости и достижения его эффективного уровня. С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи, необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально- трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закономерностей их формирования в рамках проведения весной 2007г. ХIII Международного форума “Карьера” Московский студенческий центр провёл комплексное социологическое обследование молодёжи, прежде всего - студентов и выпускников ВУЗов. Вопросы анкеты, которую было предложено заполнить участникам Форума, были сформулированы таким образом, чтобы выявить приоритеты трудовой мотивации различных категорий молодёжи. Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования. Возраст участников Форума колебался в пределах 18-27 лет (средний- 21 год 8 месяцев). Мужчины составили 47,8% всех заполнивших анкеты, женщины-
52,2%. 74,2% респондентов - жители Москвы; 25,8%- Подмосковья. Поскольку
Форум был ориентирован на студенческую молодёжь, доля студентов среди его
участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование- 24,1%.
Условное
разграничение позволило
анкеты, 38,2% получают или уже имеют технические образование, 35,6%-
экономическое, 17,1%- гуманитарное, а 9,1% могут быть отнесены к прочим
профессиональным направлениям. В рамках законодательно установленных возрастных границ молодёжи наблюдается сильная дифференциация её групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выявить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодёжи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растёт численность и доля тех, кто ищет работу не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально- имущественного расслоения в молодёжной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращения образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходят работа по профессиональной ориентации и
консультированию,
а результатом становится выбор
профессии. Процесс получения
проявлявшийся в условиях плановой экономики СССР, сейчас уже не столь
очевиден. Так, среди участников Форума готовность к смене вида деятельности
продемонстрировали 34,8% респондентов, безоговорочную неготовность-
55,6%, а затруднились с ответом- 9,6%. Готовность к служебным командировкам выразилась в том, что 15,8% опрошенных согласны ездить в них часто, 27,8%- редко, 39,2%- иногда и 16,9- никогда. В целом же названное качество работника может быть положительно воспринято работодателем, если
организация
избрала предпринимательскую
достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках
качествами становятся: готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, отсутствие трудовых стереотипов. При выборе
других
типов стратегии бизнеса
мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных
усилий для того, чтобы эти качества были реализованы на пользу организации.
В противном случае это может обернуться для молодого человека частой сменой места работы в поиске лучшего. Отсутствие практического производственного опыта будет приветствоваться работодателями, если большинство занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом. Ярким примером ситуации такого рода может служить стремление иностранных (преимущественно торговых) фирм избегать найма сотрудников,
отягощённых практическим опытом работы в условиях плановой экономики.
Объясняется это недопустимостью сохранения модели трудового поведения
продавца, сформировавшейся в условиях тотального дефицита и включающей
грубость по отношению к покупателю, прямой обман (обсчёт, обвес, пересортица), в условиях рыночной экономики. Среди участников Форума опыт работы, включая учебную практику, имели 63,2% опрошенных, при этом 25,8% сменили рабочее место один раз, 21,8%- два раза, 15,6%- три и более раз. Представляется недостаточно аргументированной однозначная трактовка
Информация о работе Молодежная занятость: проблемы и перспективы