Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МОЛОДЁЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА 5
1.1.Специфика положения молодёжи на рынке труда 10
1.2.Дискриминация на рынке труда 21
2.ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 25
2.1.Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи 26
2.2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений 30
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ 34
3.1.Правовое регулирование молодёжной политики -
3.2.Программы поддержки молодёжи 35
3.3.Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)явное преобладание “шабашников” и “роботов” (около 50%); как правило, первые чаще представлены среди выпускников рабочих специальностей, вторые- среди тех, кто готовится стать служащим или инженерно-техническим работником;
2)удельный вес типологических групп, в которых к сильным мотивам отнесены результаты труда в сочетании с процессом трудовой деятельности, равен чуть более 20%.
Преобладающие типы трудовой мотивации определяют типичную стратегию поведения молодого специалиста на рынке труда: поиск работы с достаточно высоким окладом, желательно - не далеко от дома, с относительно свободным режимом рабочего дня.
Таким образом, новые аспекты в занятости
выпускников требуют, с одной стороны,
улучшения прогнозирования, планирования
и координации действий учреждений, связанных
с воспроизводством и использованием
трудовых ресурсов; с другой, - тщательного
учёта в деятельности учебных заведений
реального спроса на карды, которые в них
готовятся, улучшения профессионально-качественных
характеристик их выпускников.
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ
3.1.Правовое регулирование молодёжной политики
Необходимость формирования современной законодательной базы в области
государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и
нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее
жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по
повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению
жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей
недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного
характера и недостаточной правовой обеспеченности. Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитетов по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители России (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и т.д.).
В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления РФ. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов является установление правовых основ государственной
молодежной политики в стране. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то необходимо для стратегических, сложных направлений, важными элементами правового регулирования должны
стать и постановления Президента (Правительства, Госдумы), и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно- аналитического, научно-методического и других его видов. На сегодняшний день Комитеты продолжают интенсивную законотворческую работу.
3.2.Программы поддержки молодёжи
Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании
системы
государственной поддержки
программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992
года в России стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа. Деятельность Комитетов характеризуется стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью. Эффективность такой деятельности во многом зависит от качества взаимодействия Комитетов с ведомствами, курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам молодежи местного самоуправления и молодежными общественными объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы невозможна цельная и последовательная государственная молодежная политика в стране.
3.3.Содействие профессиональной подготовке
молодёжи и трудовой занятости
Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи –
Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного образования. Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:
В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере в стране существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости
подростков).
Работа в области молодежно-подростковой
занятости предполагает создание специализированных
молодежных бирж труда и предприятий по
трудозанятости подростков. Наиболее
эффективными муниципальными предприятиями
являются те, которые что- либо производят,
где подросток в процессе работы может
получить определенную профессиональную
подготовку и навыки работы на предприятии,
в трудовом коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.
Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.
Необходимо вновь проработать практику
бюджетных выплат на цели государственной
молодежной политики. Компенсаторные
действия должны быть строго ограничены
четко выделенными категориями нуждающихся
в помощи молодых людей и точно очерченным
кругом задач. Основные же усилия должны
быть направлены на конкретное воплощение
инвестиций в молодежь. Эта установка
предполагает иной подход к расчетам финансовых
средств на цели поддержки молодежных
и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании
позитивных (в том числе и финансовых)
последствий от таких социальных вложений
как в обозримой, так и особенно в отдаленной
перспективе (мировой опыт показывает,
что вполне замысел государственной молодежной
политики реализуется примерно через
30-40 лет после начала осуществления первых
мероприятий).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал “Социс” 2004г. №5, стр.101-107
2. Журнал “Вопросы экономики” 2004г. №1, стр. 92-98
3. Журнал “Социс” 2004г. №11 стр. 91-97.
4. Российский статистический ежегодник 2003г.
5. По материалам интернет-статей: Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. http://www.labourmarket.ru
6. Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 2005. С.114.
7. Ю.Аверьянов, И.Калашникова. Регулирование занятости с точки зрения теории // Человек и труд. – 2005. № 5 стр. 45-50.
8. О.П. Селиванова. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд.-2003. № 3 стр. 29-33.
9. А. Шулус, Г. Мкртчян. Проблемы молодежного рынка труда // Общество и экономика. – 2003. № 10 стр. 143-154.
Информация о работе Молодежная занятость: проблемы и перспективы