Молодежная занятость: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.МОЛОДЁЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА 5
1.1.Специфика положения молодёжи на рынке труда 10
1.2.Дискриминация на рынке труда 21
2.ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 25
2.1.Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи 26
2.2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений 30
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ 34
3.1.Правовое регулирование молодёжной политики -
3.2.Программы поддержки молодёжи 35
3.3.Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

1)явное преобладание “шабашников” и “роботов” (около 50%); как правило, первые чаще представлены среди выпускников рабочих специальностей, вторые- среди тех, кто готовится стать служащим или инженерно-техническим работником;

2)удельный вес типологических групп, в которых к сильным мотивам отнесены результаты труда в сочетании с процессом трудовой деятельности, равен чуть более 20%.

Преобладающие типы трудовой мотивации определяют типичную стратегию поведения молодого специалиста на рынке труда: поиск работы с достаточно высоким окладом, желательно - не далеко от дома, с относительно свободным режимом рабочего дня.

     Таким образом, новые аспекты в занятости выпускников требуют, с одной стороны, улучшения прогнозирования, планирования и координации действий учреждений, связанных с воспроизводством и использованием трудовых ресурсов; с другой, - тщательного учёта в деятельности учебных заведений реального спроса на карды, которые в них готовятся, улучшения профессионально-качественных характеристик их выпускников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ

     3.1.Правовое регулирование молодёжной политики

Необходимость формирования современной законодательной базы в области

государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и

нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее

жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по

повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению

жилищной  проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей

недостаточно  эффективны в силу слабой координации  этих мер, их частичного

характера и недостаточной правовой обеспеченности. Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитетов по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители России (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и т.д.).

     В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления РФ. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов является установление правовых основ государственной

молодежной политики в стране. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то необходимо для стратегических, сложных направлений, важными элементами правового регулирования должны

стать и постановления Президента (Правительства, Госдумы), и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно- аналитического, научно-методического и других его видов. На сегодняшний день Комитеты продолжают интенсивную законотворческую работу.

     3.2.Программы поддержки молодёжи

Отраслевые  органы социальной сферы активно  участвуют в формировании

системы государственной поддержки становления  и развития молодежи, их

программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992

года  в России стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа. Деятельность Комитетов характеризуется стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью. Эффективность такой деятельности во многом зависит от качества взаимодействия Комитетов с ведомствами, курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам молодежи местного самоуправления и молодежными общественными объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы невозможна цельная и последовательная государственная молодежная политика в стране.

     3.3.Содействие профессиональной подготовке молодёжи и трудовой занятости 

     Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи –

  • содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду;
  • содействие трудовой занятости молодежи;
  • Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду, это включает в себя: оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.

        Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного образования. Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:

    • поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;
    • формирование постоянных рабочих мест;
    • создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;
    • создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).

     В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере в стране существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости

подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что- либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

     Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

  • создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд;
  • организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;
  • создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.

     Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.

     Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журнал  “Социс” 2004г. №5, стр.101-107

2. Журнал  “Вопросы экономики” 2004г. №1, стр. 92-98

3. Журнал  “Социс” 2004г. №11 стр. 91-97.

4. Российский статистический ежегодник 2003г.

5. По материалам интернет-статей: Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. http://www.labourmarket.ru

6. Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 2005. С.114.

7. Ю.Аверьянов, И.Калашникова. Регулирование занятости с точки зрения теории // Человек и труд. – 2005. № 5 стр. 45-50.

8. О.П. Селиванова. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд.-2003. № 3 стр. 29-33.

9. А. Шулус, Г. Мкртчян. Проблемы молодежного рынка труда // Общество и экономика. – 2003. № 10 стр. 143-154.

Информация о работе Молодежная занятость: проблемы и перспективы