Молодежная занятость: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.МОЛОДЁЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА 5
1.1.Специфика положения молодёжи на рынке труда 10
1.2.Дискриминация на рынке труда 21
2.ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 25
2.1.Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи 26
2.2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений 30
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ 34
3.1.Правовое регулирование молодёжной политики -
3.2.Программы поддержки молодёжи 35
3.3.Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

4)Дискриминация  при получении образования или  профессиональной подготовки может  выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

     Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.

     Первый теоретический анализ проблем дискриминации связан с именем Г. Беккера. Им была предложена модель склонности дискриминации, в которой дискриминация рассматривается как сознательный шаг работодателя, за который он готов платить. В основу анализа был положен тезис, в соответствии, с которым дискриминация возникает тогда, когда экономические субъекты выражают готовность оплачивать нежелание вступать в контрактные отношения с другими экономическими субъектами, имеющими другие характеристики (пол, цвет кожи и т. д.).

     Модель статистической дискриминации имеет место, когда о работнике судят исходя из характеристик группы, к которой он принадлежит, а не из его личных качеств и способностей. Суждения эти верны в том смысле, что группа имеет те характеристики, которые ей приписывают, но эти суждения неверны по отношению ко многим работникам из этой группы.

     Работодатели хотят заполнить вакансии наиболее производительными работниками, поэтому кадровые службы собирают всю информацию результатами различных предварительных тестов. Но сбор информации и проведения отбора связаны со значительными издержками, из-за которых полную информацию собрать не удастся. Поэтому работодатель использует такие характеристики, как пол, возраст как основания для суждения о производственных качествах работника, которые не видны явно. Пол и возраст может использоваться для определения физической силы или выносливости.

В модели статистической дискриминации работодатель оказывается в выигрыше, т. к. он экономит на сокращении издержек на отбор работников, поэтому функционирование рынка не приводит к устранению дискриминации.

Во всех моделях экономическая теория практически  не анализирует причины дискриминации, а рассматривает, как она проявляется и воспроизводится на рынке труда. Причины, определяющие дискриминацию, являются экзогенными параметрами модели, это не экономические, а социальные причины в самом широком смысле (вызвано неравенством на рынке труда).

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ПОДГОТОВКА  МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК  ТРУДА

Рыночная трансформация российской экономики приводит к изменению

положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом

рыночных  отношений, осуществляет самостоятельный  профессиональный и

экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде:

размеров  заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих

способностей  и профессиональной карьеры. На основе комплексного исследования выявлены проблемы занятости молодежи:

  • диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
  • причины не занятости безработной молодежи,
  • конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально- психологической ориентации на рынке труда города,
  • факторы успешной профессиональной карьеры, проблема координации деятельности социальной подготовки).

     В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. Институты, решающие задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи, несоответствуют действующей в городе системе психолого - профориетационной работы, новым экономическим реалиям и другим особенностям молодежного сегмента рынка труда. Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений. В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня).

     2.1.Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи

 В  настоящее время в системе  образования и профессиональной  подготовки

рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести её соответствие с требованиями рынка труда. Сокращение общих показателей подготовки кадров зачастую рассматривается с негативной стороны, как проявление кризиса системы. Однако, при этом не принимается во внимание демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе населения за последние 20 лет свидетельствует о том, что численность молодёжи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно уменьшается как а абсолютном, так и в относительном выражении (см. приложения, табл. 1). Кроме того, в настоящее время растёт доля молодых людей, не желающих продолжать учёбу после окончания средней школы и выходящих непосредственно на рынок труда.

     Таким образом, сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя

однозначно  трактовать как кризисные. Это- процесс  её адаптации к

объективным условиям социально-демографической  и экономической ситуации. Причём показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-

демографических факторов. А показатели, характеризующие  изменение типов

подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень

профессий, по которым ведётся подготовка, тесно связаны с экономическими

факторами, в том числе с состоянием рынка  труда. Что касается качественных изменений  в системе профессионального образования, то следует отметить: учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных

заведений. Последние направлены на то, чтобы  научить выпускников

“обучаться”, то есть постепенно осваивать всё  более сложные профессии и  в

зависимости от уровня своих способностей повышать квалификацию. Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей

на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положение на нем своих выпускников. В результате диспропорции между спросом и предложением становятся настолько привычными, что уже в ряде регионов практикуется направление только что окончивших учебные заведения рабочих и специалистов на переподготовку чуть ли не в те же самые учебные заведения. Система профессионально-технического образования испытывает в настоящее время значительные финансовые трудности. ПТУ практически лишились материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько лет назад подросток, поступая в училище, уже знал, где он будет работать по его окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия не имеют возможности вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство выпускников получают свободное распределение. Большинство молодых людей, имеющих среднее специальное образование, пополняют ряды “челноков”, уличных торговцев, происходит отток молодёжи в сферу нерегулируемой и теневой занятости. В связи с этим реально создание парадоксальной ситуации, когда при оживлении промышленного производства вновь возникает потребность в высококвалифицированных кадрах, а таковых на рынке труда может оказаться недостаточно. С учетом того, что в настоящее время на рынке труда оказалось много школьников, не достигших 15 лет, и Федеральная служба занятости ими не занимается, встаёт проблема профессиональной адаптации младших школьников и подростков. Для этого на базе имеющихся учебных заведений начала создаваться сеть школ с профессионально-трудовым уклоном: аграрных, промышленных, технических, лёгкой промышленности и др. По существу, речь идёт о введение в систему профессионального образования нового элемента - профессиональной адаптации подростков с неполным среднем образованием. Ключевой элемент в системе подготовки квалифицированных кадров – ВУЗы - страдает от бюджетного недофинансирования, что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную базу, проводить научно-практические конференции и семинары. Но следует отметить, что большинство ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности, востребованные рынком. Необходимо ввести изменения в учебный процесс для того, чтобы адаптировать его к конъюнктуре рынка труда, но в тоже время система вузовского образования должна быть ограждена от давления сиюминутных интересов. Она обязана сохранить свою главную функцию- воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества. Необходимы меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда молодёжи, так как в настоящее время продолжительная безработица наиболее велика у выпускников учебных заведений ( см. приложения, табл. 2). Среди них 40,5% не работают от 6 месяцев до года, а 33,3%- больше года. Около 40% безработных имеют высшее и среднее специальное образование. Уровень образования влияет на способ поиска работы. Так, безработные, имеющие высшее образование, ищут работу самостоятельно, используя личные связи, а безработные с более низким уровнем подготовки чаще обращаются в службы занятости. Накопившиеся проблемы подготовки и переподготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства можно решить лишь в комплексе. В федеральном бюджете должны быть зарезервированы средства на эти цели. Государственная политика занятости нуждается в более точной корректировке и увязке с реальной действительностью, она должна базироваться на содействии малому бизнесу, само занятости граждан. Особенно такая политика необходима в трудоизбыточных, монокультурных регионах, где следует стимулировать создание и преобразование новых рабочих мест с учётом выхода на рынок труда новых поколений. Только комплексными, целенаправленными мерами можно поддержать систему образования и снять напряжение на молодёжном рынке труда. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица среди молодёжи. Государственные и федеральные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

     2.2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений

Жизненные планы выпускников не полной и  полной средней школы характеризуются явным преобладанием ориентации на продолжение образования. Однако определённая доля учащихся, закончивших школу, связывает свои жизненные планы с решением пойти работать в ближайшее время. Сюда следует отнести: тех, кто намерен сразу пойти работать (1 % от выпуска); тех, кто собирается работать после окончания краткосрочных курсов (3%); тех, кто пойдёт работать, если не осуществляться планы на продолжение образования (11%). В среднем 15% выпускников школ планируют, по возможности, найти работу или устроиться на краткосрочные курсы. Причины снижения ориентаций на трудовую деятельность вчерашних школьников кроются в экономической нестабильности и неопределённости перспектив. Поэтому значительно чаще выпускники школ в случае неосуществления первоначальных планов продолжения образования намереваются поступать в любое другое учебное заведение. Жизненные планы молодых людей, закончивших профессиональные учебные заведения, различны в каждой социальной группе молодых специалистов. Преобладающей ориентацией является намерение пойти работать. Как видно из таблицы 3 его разделяют в среднем три четверти молодых специалистов: 90%- выпускники вузов; около 80%- выпускников профтехучилищ; 69%- специалистов со среднем специальным образованием. Часть выпускников- в среднем каждый четвёртый- ориентируется на продолжение образования. Следует обратить внимание на образовательные ориентации выпускников средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Они представляют интерес не только как фактор, влияющий на рынок образовательных услуг, но и как объект самостоятельного изучения. Социальная категория выпускников техникумов обладает по сравнению с выпускниками других профессиональных учебных заведений самым высоким

потенциалом образовательных намерений. Связано это, прежде всего, с коммерциализацией высшего образования. Четвёртая часть выпускников техникумов изначально ориентирована на поступление в вуз - так надёжнее и

дешевле. Ярко выраженная ориентация на трудоустройство  у большинства молодых специалистов не означает простой и быстрой её реализации(см. приложения, табл.3). Целевое распределение - по договорам учебных заведений с предприятиями - имеют в среднем 20% выпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”, осуществляют самостоятельный поиск работы. В различных социальных группах молодых специалистов ситуация, связанная с поиском места работы, выглядит по-разному. Среди выпускников профессиональных училищ к моменту получения диплома определённой гарантией трудоустройства располагали 30% (23% по договорам училища, 7%- по собственной инициативе). Остальные выпускники училищ, намеревающиеся пойти работать, на момент окончания учебного заведения не имели договорённости с предприятиями и пребывали в полной неопределённости относительно будущей работы. Таких - примерно половина выпуска. Среди выпускников средних специальных учебных заведений к моменту получения диплома не многие могли сообщить место своей будущей работы (ещё меньше, чем среди выпускников профтехучилищ). Примерно четверть тех, кто получил среднее специальное профессиональное образование, имели договорённость о трудоустройстве. Выпускники высших учебных заведений в подавляющем большинстве нацелены на трудовую деятельность (90% выпуска). Правда, по основной специальности планируют работать около 60% выпускников вузов; остальные 30%- хотят работать по другой специальности. Около половины выпускников вузов, имея свободный диплом, не располагали гарантией трудоустройства. Выпускники общеобразовательных учебных заведений, разделяющие трудовые намерения, имеют самые незначительные шансы на трудоустройство. Только 15- 16% из них к моменту окончания школы могли сообщить примерное место работы (чаще это те, кто были намерены сразу пойти работать). Путь к трудоустройству через краткосрочные курсы сами школьники оценивают как временную меру, резерв времени: “краткосрочные курсы - ненадёжная гарантия в дальнейшей трудовой деятельности”. Каждые три молодых специалиста из четырёх строят дальнейшие жизненные планы, рассчитывая найти работу. Мотивация к трудовой деятельности выпускников профессиональных учебных заведений значительно отличается от мотивации вчерашних школьников; существенные отличия наблюдаются также в различных социальных группах молодых специалистов. Общим является преобладание мотивов материального достатка (около 80% в каждой группе молодых специалистов) - “хорошо оплачиваемая работа”, возможность дополнительного заработка”. Выпускники профессиональных училищ в поиске работы руководствуются, прежде всего, следующими мотивами: хорошо оплачиваемая работа (83%); хорошая организация и обеспечение труда (49%); резервы времени для досуга (31%). Выпускники техникумов отдают предпочтение хорошей заработной плате (78%), относительно свободному режиму рабочего дня (38%); возможности профессионального роста (29%). У выпускников высших учебных заведений спектр мотивов шире: хорошая оплата и возможность дополнительного заработка (85%); интересная работа (61%); возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности (34%); относительно свободный режим трудового дня (31%); резервы времени, остающиеся для семьи и досуга (30%). Такие мотивы, как “возможность профессионального роста”, “творчество в процессе труда”, важны лишь для каждого шестого-седьмого выпускника вуза. В целом, структура трудовой мотивации молодых специалистов, закончивших профессиональные учебные заведения, выглядит следующим образов:

Информация о работе Молодежная занятость: проблемы и перспективы