Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:33, реферат
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Введение
Существует огромное количество
различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве
рынков и рассматривать
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией.
1. МОНОПОЛИЯ: СУШНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Определение монополии, причины возникновения
Монополия - (от греч. Mono - один и Poleo - продаю) это исключительное право на что-либо в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
- крупные хозяйственные
По мнению экономистов, существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетания приводят к тому, что фирма становится монополией. Рассмотрим каждый из этих факторов.
1.
Исключительный контроль над
важнейшими вводимыми
2.
Экономия, обусловленная ростом
масштаба производства. Когда кривая
долгосрочных средних издержек (при
данных фиксированных ценах на
ресурсы) представляет собой
Рынок,
который с наименьшими
3.
Патенты. В большинстве стран
мира изобретения защищены с
помощью той или иной
4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии .
Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами монополии являются:
1.
Единственный продавец. Чистый, или
абсолютный, монополист, есть отрасль,
состоящая из одной фирмы.
2.
Нет близких заменителей. Из
первого признака следует, что
продукт монополии уникален в
том смысле, что не существует
хороших и близких заменителей.
3.
"Диктующий цену". Отдельная
фирма, действующая в условиях
чистой конкуренции, не
4.
Заблокированное вступление. Существование
монополии зависит от
Основная характеристика, отличающая монополию от конкурирующей фирмы, -- ценовая эластичность спроса. Напомним, что когда речь идет о фирме совершенной конкуренции, ценовая эластичность бесконечно велика. Если конкурирующая фирма даже очень незначительно повышает свою цену, ее продукцию перестают покупать. Напротив, монополия, по существу, контролирует цену, которую назначает.
1.2 Виды монополии
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный, эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Это
весьма условная классификация монополии.
Некоторые фирмы могут
В научных трудах и учебниках определяют такие основные формы монополий, как картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель - это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, которое не ликвидирует их производственной или коммерческой самостоятельности, но предусматривает соглашение между ними по отдельным вопросам: распределению рынков сбыта, уровня цен, квотирования производства и тому подобное. Синдикат - объединение предприятий одной отрасли промышленности, которые создают общую гуртово-сбытовую контору. Таким образом, оставляя за собой производственную независимость, члены синдиката теряют коммерческую. Трест - акционерное общество, члены которого теряют как производственную, так и коммерческую независимость. Управление ведется советом директоров. Может охватывать предприятия разных отраслей промышленности. Концерн - это объединение юридически независимых предприятий разных отраслей промышленности через систему контрольных пакетов акций.
В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Определение естественной монополии
Одним из видов монополии является естественная монополия. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ дает определение естественной монополии:
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой. Например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пасажироперевозок.
Настоящим
Федеральным законом
-
транспортировка нефти и
Здесь
представлены предприятия, где просто
не может быть конкурентов в связи
со специфичностью их деятельности. Например,
группа отраслей топливно-энергетического
комплекса характеризуется
2.2 Роль и необходимость
естественной монополии в
Предприятия естественной монополии играет огромную роль в экономике страны. Продукция естественных монополий в большинстве своем характеризуется рядом существенных особенностей, в частности практически полным отсутствием альтернативных источников или наличием очень высоких издержек переключения. В свою очередь потребитель не в состоянии отказаться от потребления ряда услуг (например, жилишно-коммунальных) на длительный срок. По этому многие виды услуг отнесены к категории жизненно важных.
Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. На долю только трех крупнейших компаний (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и МПС), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятых в экономике и используется 23% основных фондов страны. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий. Без сомнений, эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.
Назначение государственно-
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.
Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.
Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.
Во всех узаконенных сферах деятельности
естественных монополий образуются
органы регулирования естественных
монополий. Один федеральный орган
исполнительной власти может регулировать
сразу несколько сфер деятельности
естественных монополий и совсем
необязательно в каждой сфере
иметь отдельный орган. Для осуществления
своих полномочий они вправе создавать
свои территориальные органы и наделять
их полномочиями в пределах своей
компетенции. Территориальные органы
создаются с разрешения Правительства
РФ и образуют вместе с соответствующим
федеральным органом единую систему
регулирования в
Информация о работе Монополия: сущность, виды, причины, основные показатели