Монополия: сущность, виды, причины, основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:33, реферат

Описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 52.28 Кб (Скачать документ)

- выведение из нынешних сфер  естественных монополии видов  хозяйственной деятельности, которые  не относятся к естественным  монополиям, и формирование из  них рынков на основе конкуренции;

- выделение исходя из экономической  целесообразности и в соответствии  с федеральными законами самостоятельных  предприятий из субъектов естественных  монополий;

- придание рынкам в сфере  деятельности естественных монополий  организованного характера за  счет углубления правовой регламентации  взаимоотношений между их участниками,  публичности цен (тарифов) и  правил их определения, введения  единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;

- формирование организационно-правовой  базы регулирования деятельности  субъектов естественных монополий  на региональном уровне, координация  деятельности и разграничение  компетенции между федеральными  и территориальными органами  по регулированию в сферах  естественных монополий.

Необходимость реформы вызвана  негативными последствиями функционирования ранее узаконенных естественных монополий — снижением эффективности  их деятельности, нерациональным использованием производственного потенциала, свертыванием и фактически отсутствием в них  конкурентных отношений, хотя такие  возможности и имеются. Как следствие, гигантски выросли цены в сферах, где действуют естественные монополии, что повлекло общий скачок цен  на товары, создаваемые с участием продуктов хозяйственной деятельности естественных монополий.

В настоящее время в России сложилось  два альтернативных подхода к  реформированию:

1. Сторонники первого считают  наличие конкуренции не только  главным условием, но и критерием  эффективности функционирования  всей экономики. Они требуют  скорейшего распространения отношений  конкуренции на все отрасли  экономики. В области естественных  монополий это означает отделение  тpaнcпoртныx сетей (сохраняющих монопольное положение) от производителей газа, электро- и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны быть поставлены в условия конкуренции.

2. Приверженцы второго подхода  не отрицают положительного эффекта  от распространения конкуренции,  но считают необходимым оценивать  конкретную величину подобного  эффекта в сопоставлении ее  с вeличиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек.

Как показывает опыт, разукрупнение  таких гигантов, как РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС, чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а  образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения  организационно-управленческих структур и выделения шахт в самостоятельные  юридические лица.

Главная цель реформирования энергосистемы - снижение затрат - принципиально недостижима  без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое  перевооружение отрасли. РАО "ЕЭС  России" предлагает полезные, но недостаточные  меры: организацию отдельного учета  для энергосистем, упорядочение оплаты счетов населением, устранение посредников, передачу на баланс местных органов  власти объектов соцкультбыта, реорганизацию  работы энергосбытовых организаций.

Идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимых  региональных энергосистем требует  более тщательной проработки. Единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в  восточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). В результате разукрупнения  уровень конкуренции в отрасли  вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет и неизвестно удастся ли достигнуть подобной слаженности  в работе независимых региональных энергосистем.

"Газпром" способен в обозримом  будущем стать мощным "локомотивом"  экономики России, но лишь в  качестве крупной компании (естественной  монополии). Его демонополизация  означала бы создание благоприятных  условий для внешних конкурентов  с самыми негативными последствиями  не только для "Газпрома", но и для страны в целом.

Реструктуризация "Газпрома" может  подорвать позиции России на мировом  газовом рынке. Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в  частности, выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал "поставщиком до границы". Как только "Газпром" стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Существующая организационно-производственная структура и низкая конкуренция  со стороны других видов транспорта не способствуют созданию экономических  стимулов к повышению эффективности  работы железнодорожного транспорта. Не полностью используются мощности по ремонту и развитию производственной базы предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с осуществлением перевозочного процесса (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий). Велики затраты на содержание объектов социальной сферы.

Существуют три концепции реформирования МПС: концепция, предложенная Европейским  банком реконструкции и развития; концепция Министерства транспорта РФ; концепция, разработанная самим  МПС, так называемая "правительственная".

Сущность последней состоит  в том, что из железнодорожного транспорта в целом выделяется сектор перевозок. Он определен как конкурентоспособный  и открыт для всех желающих начать здесь предпринимательскую деятельность. Предполагается развивать конкуренцию  в этом секторе путем приобретения производственными предприятиями - пользователями услуг железнодорожной  сети - собственного подвижного состава, создания грузовых и пассажирских компаний. Все это должно привести к конкурентному  снижению транспортных издержек.

Реализация этой концепции включает три этапа:

Первый этап - до 2000 г. - предусматривает создание в системе МПС унитарных грузовых и пассажирских компаний. На этой же стадии из системы МПС должна быть выведена часть заводов, предприятий строительства, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Второй этап - до 2005 г. - налаживание работы пассажирских и грузовых компаний.

Третий этап - после 2005 г. - акционирование пассажирских и грузовых компаний, перераспределение государственных и хозяйственных функций МПС, создание центральной железнодорожной компании.

Но предлагаемая концепция противоречит существующему законодательству, т.к. направлена на дробление железнодорожного транспорта. А в законе "О федеральном  железнодорожном транспорте" записано: "Железнодорожным транспорт является единым производственно-технологическим  комплексом".

Транспортно-экспедиционная деятельность во всем мире является исключительно  прибыльной формой обслуживания клиентов. Цель транспортной экспедиции - в привлечении  дополнительных объемов перевозок, предоставлении дополнительных транспортных услуг и ускорении доставки грузов с освобождением грузоотправителей  и грузополучателей от большого числа  операций. В России же деятельность экспедиторских фирм характеризуется  односторонней направленностью - они  осуществляют лишь продажу н перепродажу фрахта, то есть железнодорожных тарифов на перевозки. Поэтому в этой области действительно нужны неотложные реформы. Сегодня получение транспортно-экспедиционных услуг фактически подменяется использованием права на скидку, предоставляемую МПС тому или иному экспедитору или грузоотправителю. В результате объемы скидок растут, а объемы перевозок падают.

Естественным монополиям присущ высокий  уровень концентрации капитала, который  позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение трансакционных издержек. Поэтому современная российская антимонопольная политика переносит центр тяжести с борьбы с монополиями как хозяйственными организациями, достигшими высокой степени концентрации капитала, на борьбу с злоупотреблениями монопольным положением.

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. В целом очевидно, что реформы  структур, включающих естественно-монопольную  сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и  анализом каждой стадии преобразований.

Нормативно-правовая основа естественных монополий.

 

     История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает  всего несколько лет, но и за это  короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее  время.     

B условиях советской экономики  естественные монополии, как специфический  предмет государственно-правового  регулирования не выделялись,  потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор.     

Фундаментальное значение имеет Федеральный  закон "О естественных монополиях", принятый 19 июля 1995 г. и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий  в Российской Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов  естественных монополий в следующих  сферах: транспортировка нефти и  нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и  тепловой энергии; железнодорожные  перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.      

Узаконенные естественные монополии  охватывают не всю соответствующую  отрасль народного хозяйства (газовую, железнодорожную и т.п.), а лишь ее передающие ("перевозящие") элементы. Например, в нефтяной промышленности — только транспортировку нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; в газовой промышленности — транспортировку газа магистральным  трубопроводам и в том числе  газораспределительную сеть и хранение газа; в энергетике также монополизм заключается только в услугах по передаче и распределению электроэнергии.

Услуги транспортных терминалов —  это производственные операции (приемка, перемещение, хранение и сдача грузов), но лишь те, которые органично увязаны, "слиты" с конкретным перевозчиком грузов, т.е. могут проводиться на его территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и  аэропортов близки по значению к услугам  транспортных терминалов. Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.     

В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие их специальные нормативно-правовые акты, например, федеральные законы "О связи" от 16 февраля 1995г., "О  почтовой связи" от 17 июля 1999г., "О  федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995г., постановления Правительства  РФ "О мерах по сокращению перекрестного  субсидирования потребителей по отдельным  видам услуг связи" от 13 августа 1996г. №950 и "О развитии газификации  Российской Федерации в 1996—2000 годах" от 18 июля 1996г. №819. В основной своей  части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства Федеральный  закон "Об энергосбережении", вступивший в силу 10 апреля 1996г. Он определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию  энергетических ресурсов, прежде всего  электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении.

Установление оптимальных цен  на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию  в сферах естественных монополий  посвящены многие акты всех уровней.

В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые  не только федеральными органами государственной  власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся  в их исключительном ведении или  в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов  Российской Федерации зафиксировано  в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.      

Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно связана  с нормативно-правовой основой конкуренции  и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут  осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет  необходимости создавать специальную  нормативно-правовую систему в области  естественных монополий, а их регулирование  должно стать составной частью единого  закона о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности. В  конце концов, Законодательство о  естественных монополиях получило самостоятельное  развитие, но действует оно неизолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов.

Информация о работе Монополия: сущность, виды, причины, основные показатели