Монополия: сущность, виды, причины, основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:33, реферат

Описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 52.28 Кб (Скачать документ)

Реализация контрольных полномочий открывает для органов регулирования  естественных монополий большие  возможности вносить плодотворный вклад в реформирование экономики, повышение эффективности функционирования естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий имеют право:

- направлять субъектам естественных  монополий обязательные для исполнения  предписания о прекращении нарушений  Федерального закона "О естественных  монополиях", в том числе об  устранении их последствий, о  заключении договоров с потребителями,  подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры  изменении, о перечислении в  федеральный бюджет прибыли, полученной  ими в результате действий, нарушающих  настоящий Федеральный закон;

- направлять органам исполнительной  власти и органам местного  самоуправления обязательные для  исполнения предписания об отмене  или об изменении принятых  ими актов, не соответствующих  указанному Федеральному закону, и (или) о прекращении его  нарушений;

- принимать решения о наложении  штрафа на субъект естественной  монополии;

- привлекать к административной  ответственности в виде предупреждения  или штрафа руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  в случаях, предусмотренных этим  Федеральным законом;

- обращаться в суд с иском,  а также участвовать в рассмотрении  в суде дел, связанных с применением  или с нарушением Федерального  закона "О естественных монополиях";

- осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Основаниями для рассмотрения дел, связанных с подконтрольными  органам регулирования действиями (сделками), служат заявления хозяйствующих  субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов  исполнительной власти, органон местного самоуправления и прокуратуры. Органы регулирования естественных монополий  вправе рассматривать дела по собственной  инициативе на основании сообщений  средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях".

Для органов регулирования естественных монополий установлены определенные гарантии исполнения возложенных на них функций. Органы исполнительной власти по регулированию естественных могут быть ликвидированы лишь в  случае появления возможности для  развития конкуренции на соответствующем  товарном рынке и (или) в случае изменения  характера спроса на товар субъектов  естественных монополий. Сообщения  о ликвидации органов регулирования  естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются  в средствах массовой информации. Работники органов регулирования  естественных монополий имеют право  беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления, а также  у субъектов естественных монополий. По требованию органов регулирования  естественных монополий субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны  предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию. Сведения, которые составляют коммерческую тайну  и получены органом регулирования  естественной монополии, разглашению  не подлежат.

Работа органов регулирования  деятельности естественных монополий  строится на демократических началах, в обстановке широкой гласности. О принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий, а также  о включении и реестр субъектов  естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых  к ним органами регулирования  естественных монополий в обязательном порядке сообщается через средства массовой информации. Органы регулирования  естественных монополий ежегодно публикуют  доклад о своей деятельности. Также  через средства массовой информации обязательно сообщается обо всех случаях применения ответственности  за нарушения федерального закона "О  естественных монополиях", а решения  по делам, связанным с нарушениями  этого Федерального закона, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее  месяца со дня их принятия.

Чрезвычайно важным является то, чтобы  и финансовый отчет, и концепция  развития отрасли, включающая целевую  норму прибыли предприятий-монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления инвестиций публиковались и гласно обсуждались  специалистами. Секретность в деятельности предприятий, которых государство  от имени общества защищает от конкуренции  и дает мандат на монополию, не может  быть оправдана никакими ссылками на коммерческую тайну. Это и будет  своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей серьезность намерений и действий новых структур.

Юридическая ответственность за нарушение  законодательства о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" виновные несут гражданско-правовую и административную ответственность, т.к. нормы  Закона относятся к гражданскому и административному праву.

1. Гражданско-правовая ответственность.

Если действиями (бездействием), нарушающими  Федеральный закон "О естественных монополиях", причинены убытки, в  том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти  убытки подлежат возмещению субъектом  естественной монополии. Решение, предписывающее возместить причиненные убытки, может  быть принято органом регулирования  естественных монополий. Исковое заявление  о взыскании убытков (реального  ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный, суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может  требовать и не хозяйствующий  субъект, а любое другое лицо гражданского права.

Органы регулирования естественных монополий также не освобождаются  от гражданско-правовой ответственности  в случае, если ими принято решение  с нарушением Федерального закона "О  естественных монополиях", в том  числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого  субъекту естественной монополии или  иному хозяйствующему субъекту причинены  убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством.

2. Административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности  в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов  власти является наиболее действенной  санкцией, применяемой органами регулирования  естественных монополий к нарушителям  Федерального закона "О естественных монополиях". Административные методы воздействия, в отличие от гражданско-правовых, могут применять только органы регулирования  естественных монополий.

На субъекты естественных монополий  налагается штраф за следующие нарушения:

·                     завышение цен (тарифов), установленных органом регулирования естественной монополии, — в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

·                     неисполнение решения (предписания), выданного органом регулирования естественной монополии, — в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

·                     представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений — в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;

·                     непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля — в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;

·                     непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, — в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления несут административную ответственность за:

·  неисполнение в срок решения (предписания) соответствующего органа регулирования естественной монополии — в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;

·  непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений — в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность  самих исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Так как хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, а  органы государственной власти и  местного самоуправления — из средств  соответствующих бюджетов. Суммы  штрафов направляются в доход  федерального бюджета, что нередко  означает "перекачку" денег из федерального бюджета в федеральный  же бюджет.

Должностные лица органов регулирования  естественных монополий за нарушение  Федерального закона "О естественных монополиях" несут административную ответственность за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну (в виде штрафа в размере  до 50 минимальных размеров оплаты труда); за превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий  о даче согласия на совершение определенных сделок (предварительный контроль); за несоблюдение процедур принятия решения  о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в  результате чего было принято неправильное решение.

По общеустановленному правилу  решения (предписания) органов регулирования  естественных монополий исполняются  субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный  решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения. Если же лица, которым направлены решения (предписания), сами добровольно их не исполняют, то в действие вступает принудительный механизм исполнения через суд.

Конкретные процедуры принуждения  зависят от характера неисполненного решения (предписания), то есть от того, по поводу какого нарушения Федерального закона "О естественных монополиях" оно принято:

А. В случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или об изменении незаконных актов, либо о восстановлении первоначального положения органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

B. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменения в заключенный договор.

C. При неисполнении субъектами естественных монополии предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения Федерального закона "О естественных монополиях", органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о изыскании необоснованно полученной прибыли.

D. В случае уклонения субъектов естественных монополии, руководителей субъектов естественных монополий или должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления от уплаты штрафа либо при уплате штрафа в размере меньшем, чем указано в решениях (предписаниях), органы регулирования естественных монополий вправе предъявить и суд иск о взыскании штрафа. Исковые заявления о взыскании штрафов с руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления направляются в суды общей юрисдикции, а все остальные — в арбитражные суды, поскольку их ответчики — предприниматели.

В судебном же порядке обжалуются решения (предписания) и самих органов  регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные  лица), потребители, общественные организации  потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд  с заявлением о признании недействительными, полностью или частично, решений (предписаний) органов регулирования  естественных монополий в случае несоответствия их Федеральному закону "О естественных монополиях". Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественной монополии  на время его рассмотрения и суде до вступления решения суда в законную силу.

Реформирование структуры Российских естественных монополий

 

    

В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так  и производство таких благ, которые  эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, — это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений.

Реформирование структуры естественных монополий может принести определенную пользу. Основные положения структурной  реформы в сферах естественных монополий  одобрены Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г.

Структурная реформа наряду с другими  важными моментами включает совершенствование  нормативной базы регулирования  естественных монополий. В частности, реформа направлена на:

Информация о работе Монополия: сущность, виды, причины, основные показатели