Монополизм его виды и пути ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.2.

I.Характеристика монополии, ее формы и виды …………………..стр.4

1. Определение монополии……………………………………… ..стр.4

2. Барьеры защищающие монопольный рынок………………......стр.4

3. Источники монополии…………………………………………. стр.7

4.Формы и виды монополий………………………………………стр.9

II. Монополии в рыночной экономики……………………………. стр.13

1.Спрос на продукт монополии……………………………………стр.13

III. Антимонопольная политика в России и за рубежом…………… стр.20

Заключение……………………………………………………………. стр..25

Список литературы…………………………………………………… стр.28

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Монополизм его виды и пути ограничения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 

Москва 20 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………..стр.2.

I.Характеристика монополии, ее формы и виды …………………..стр.4

    1. Определение монополии……………………………………… ..стр.4

    2. Барьеры защищающие монопольный рынок………………......стр.4

    3. Источники монополии…………………………………………. стр.7

    4.Формы и виды монополий………………………………………стр.9

II.  Монополии в рыночной экономики……………………………. стр.13

   1.Спрос на продукт монополии……………………………………стр.13

III. Антимонопольная политика в России и за рубежом…………… стр.20

Заключение……………………………………………………………. стр..25

Список  литературы…………………………………………………… стр.28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

        Проблема монополии  является  одной из наиболее актуальных  для экономики в настоящее время.

    Монополизм представляет собой  серьезную проблему переходной  экономики, предприятия – монополисты  обладают существенными рыночными  преимуществами перед другими  предприятиями, извлекая из своего  положения дополнительный доход  за счет других экономических  агентов.

    С начала 90-х годов эти проблемы  остро встают перед Россией:  без принятия твердых и последовательных  мер против монополизма нельзя  надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной  экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной  системы регулирования государством  монопольных процессов и конкурентных  отношений. В нашей стране, промышленности  которой в наследство от командно-административной  системы бывшего СССР достался  целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема  демонополизации экономики и  недопущения усиления роли уже  действующих на рынке монополий.

      Данная тема широко освещается  в литературе, особенно в курсе  «Микроэкономика».  Кроме того  различные, научные документы  и статьи, экономические газета  снова и снова поднимают вопрос  о роли монополии в  рыночной экономики и о способах ее  регулирования

    Основное внимание уделено исследованию  естественных монополий, которые  существуют преимущественно в  отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли  либо являются регулируемыми,  либо находятся в государственной  собственности и управляются  государством с целью помешать  им, воспользоваться монопольной  властью.

   В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.

       C применением экономической графики, на примере фирмы, показаны условия существования монополии, ее проблемы и пути их решения.

             Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

   Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

      В России процесс создания государственного контроля , по недопущению недобросовестной конкуренции, фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением  необходимости экономических реформ в данной сфере.

           В данной курсовой работе также рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики;  действующее антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ 

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. 

      Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными.

3.БАРЬЕРЫ ЗАЩИЩАЮЩИЕ МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК

 

      Оказывается, что захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Поэтому издавна  монополисты научились возводить  барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры  мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

     Барьер  для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными. 

      Типы  барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки:

    1. Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми  древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий».   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.
 

      2.  Естественные барьеры.

        В некоторых случаях рождение  монополии оказывается практически  неизбежным по сугубо объективным  причинам. Такие монополии называют  обычно естественными. Поскольку  порождающие их барьеры естественны,  то есть закономерно присущи  определенному рынку.

      Естественные  барьеры бывают двух видов:

      а) Когда рождение  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов  на рынок монополиста, характерен для  монополий, возникновение которых  продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить  в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      3.  Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в  стране.

Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

      а). Собственность на все предложение  производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками  конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного  товара.

      б).  Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

4.ИСТОЧНИКИ  МОНОПОЛИИ

      Экономисты  насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых  из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией.

      1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

      Например, в течение многих лет фирма  «Ксерокс» контролировала процесс  изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области  технологий, в ряде случаев защищенными  патентами.

      2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

      Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах  на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый  дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается  в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной  единственной фирмы.

      3. Патенты.

В большинстве  стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной  системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного  получения прибыли на всех стадиях  производства, где используется данное изобретение. С точки зрения повышения  прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

Информация о работе Монополизм его виды и пути ограничения