Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:09, курсовая работа
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Введение………………………………………………………………..стр.2.
I.Характеристика монополии, ее формы и виды …………………..стр.4
1. Определение монополии……………………………………… ..стр.4
2. Барьеры защищающие монопольный рынок………………......стр.4
3. Источники монополии…………………………………………. стр.7
4.Формы и виды монополий………………………………………стр.9
II. Монополии в рыночной экономики……………………………. стр.13
1.Спрос на продукт монополии……………………………………стр.13
III. Антимонопольная политика в России и за рубежом…………… стр.20
Заключение……………………………………………………………. стр..25
Список литературы…………………………………………………… стр.28
Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.
4. Государственные лицензии или привилегии.
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.
В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.
Хотя
правительство может
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная
монополия возникает вследствие объективных
причин. Она отражает ситуацию, когда спрос
на данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе
— особенности технологий производства
и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна. Примером
могут служить энергообеспечение, телефонные
услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует
ограниченное количество, если не единственное
национальное предприятие, и поэтому,
естественно, они занимают монопольное
положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Наиболее
крупномасштабными монополиями
обычно являются энергетические и транспортные,
где эффект масштаба особенно подталкивает
к увеличению размеров фирмы ради
снижения средних затрат на производство
товаров. Реально это проявляется в том,
что создание в таких отраслях вместо
одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько
меньшего размера может привести к
увеличению затрат на производство и в
итоге – не к снижению, а к росту цен. А
в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная
монополия возникает вследствие
действий государственных органов.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
В другой литературе выделяют государственную монополию.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
II.МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Таким образом, сокращая продаваемое количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения объёма выпуска своего продукта.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами заключается в мере их власти над рынком.
В качестве примера предлагаю рассмотреть некую фирму. У фирмы имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .
Предельный доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потомучто такая фирма может продавать столько, сколько хочет, по действующей в настоящий момент цене. Это применительно только к совершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина такого положения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цен.
В первых двух столбцах
Спрос, совокупный доход и предельный доход. Таблица 1
Объём
спроса,
единиц в неделю |
Цена
(в $ за единицу) |
Совокупный
доход,
Кол-во х цену ($ в неделю) |
Предельный
доход,
($ в неделю) |
0 | 16 | 0 | |
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | -2 |
6 | 4 | 24 | -6 |
7 | 2 | 14 | -10 |
8 | 0 | 0 | -14 |