Монополизм его виды и пути ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.2.

I.Характеристика монополии, ее формы и виды …………………..стр.4

1. Определение монополии……………………………………… ..стр.4

2. Барьеры защищающие монопольный рынок………………......стр.4

3. Источники монополии…………………………………………. стр.7

4.Формы и виды монополий………………………………………стр.9

II. Монополии в рыночной экономики……………………………. стр.13

1.Спрос на продукт монополии……………………………………стр.13

III. Антимонопольная политика в России и за рубежом…………… стр.20

Заключение……………………………………………………………. стр..25

Список литературы…………………………………………………… стр.28

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)

             «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте.

      4 сентября 2001 года Указом Президента Российской Федерации от № 1091 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 года № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.

         Федеральная антимонопольная служба  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной  антимонопольной  службы являются:

  • а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года;
  • б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года;
  • в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года) ;
  • г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года) ;
  • д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года.

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив  предложенную тему, следует сделать  вывод, что проблема монополии и  конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики России в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Они диктуют свои подчас высокие цены, не дают развиваться малому бизнесу, закрывая своими масштабами усложняют выходы тех на Российский и Мировой рынки. Тем самым мешают естественному развитию рыночной экономике.

     Встает  вопрос: каковы же перспективы развития естественных монополий?

     Современный подход к регулированию естественных монополий, по моему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии – составная  часть “планирующей системы”. В  современной высокоразвитой экономике  в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной  экономике подчиненную роль. Рынок  сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать “планирующую систему”. Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

     Государственное регулирование естественных монополий  является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится  в государственной собственности, то его регулирование сводится к  следующему: либо цены устанавливаются  на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы

     Задача  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

     Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его  работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как  чрезмерно жесткое проведение антимонопольной  политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

     Экономическая деятельность монополий, в том числе  и естественных, должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

     В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным и сомоорганизующимся рынком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Экономическая  теория: краткий курс: учебник/В.Д.Камаев,М.З.Ильчиков, Т.А.Борисовская.-2-е издание.,стер-М.:КНОРУС,2007

2.Бутыркина  А. Проблемы реформирования естественных  монополий//Мировая экономика и  международные отношения.-2003.-

3. Борисов  Е.Ф. Основы экономики: Учебник.  – М.: 2000

4. Городецкий  А., Павленко Ю. Реформирование  естественной монополии. // Вопросы  экономики. – 2000.- №.1

5. Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учебник.- М.: 2001

6. Конарев В. институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии. // Вопросы экономики .- 1998.- №.4.

7. Т.  Ди Лоренцо. Миф о “естественной монополии”. //Эко.- 2001. -№.4

8. 50 лекций  по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: 2000.-Т.1.

9. Волконский  В.а.;Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике.-Банкюдело.-М.,2005-174с.

10. http://www.fas.gov.ru/

11. ru.wikipedia.org/wiki/ 
 
 
 

                                                                                                               

Информация о работе Монополизм его виды и пути ограничения