Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа
Цель работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.
Задачи работы рассмотреть:
- экономические учения эпохи до рыночной экономики;
- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;
- экономические учения Древнего мира и средневековья;
- микро- и макроэкономику;
- методологию экономических исследований.
Введение……………………………………………………….…………………3
1. Возникновение и основные направления экономической теории….….......5
1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6
1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики……………………………………....8
1.4. Экономические учения Древнего мира и средневековья………..……….9
2. Методология экономики…………………………………………...….….….13
2.1. Микро- и макроэкономика…………………………………..………..……13
2.2. Методология экономических исследований…………………….………..23
Заключение…………………………………………………………....…………28
Список использованной литературы………………………...……....………...30
Содержание
Введение……………………………………………………….
1. Возникновение и основные направления экономической теории….….......5
1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6
1.3. Экономические
учения эпохи регулируемой (социально
ориентированной) рыночной
1.4. Экономические учения Древнего мира и средневековья………..……….9
2. Методология
экономики…………………………………………...….
2.1. Микро- и
макроэкономика…………………………………..…
2.2. Методология
экономических исследований…………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………...……....……
Введение
Основы экономической теории представляют собой одну из частей более общей и всеобъемлющей экономической науки, какой является политическая экономия.
Актуальность
данной темы состоит в том, что
сегодня потребность в
Основы
экономической науки в
Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей".
Главной задачей экономического образования состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представления о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логики и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. И чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста любого профиля.
Цель работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.
Задачи работы рассмотреть:
- экономические учения эпохи до рыночной экономики;
- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;
- экономические учения Древнего мира и средневековья;
- микро- и макроэкономику;
- методологию экономических исследований.
В процессе написания курсовой работы использовались научные труды таких авторов как: Блауг А.М. Бартенев С.А. В.Н. Черковец А.Г. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Гальперин В.М., Гребенников П.И.
Структура данной работы:
Данная работа из двух глав, первая глава состоит из четырёх подпунктов, вторая глава состоит из двух подразделов. А также работа состоит из введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Возникновение и основные направления экономической теории
1.1
Экономические учения
эпохи до рыночной экономики
Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели (1, С. 353).
Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции - это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.
В частности на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства (2, С. 463).
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики
Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissez faire» — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.
Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные, преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.
Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего зла капиталистического настоящего (2, С. 352).
Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.
Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.
1.3
Экономические учения
эпохи регулируемой (социально
ориентированной) рыночной
экономики
Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.
В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, служившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.
В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.
К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» или «рыночных экономических отношениях».
В
завершение следует отметить, что
посредством предложенной в настоящем
учебнике неклассовой структуры курса
истории экономических учений преследуется
решение двуединой задачи, а именно —
обосновать, что необходимы деидеологизированные
принципы периодизации направлений и
этапов эволюции экономической мысли
как времен предыстории рыночной экономики
и рыночной экономической теории, так
и сегодняшних реалий в теории и практике
регулируемого (социально ориентированного)
рынка и что критерием прогресса науки
и истины никогда не должны быть ни «всеобщее
согласие», ни «согласие большинства».
1.4
Экономические учения
Древнего мира и средневековья