Национальная экономика, её цели и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.

Задачи работы рассмотреть:

- экономические учения эпохи до рыночной экономики;

- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;

- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;

- экономические учения Древнего мира и средневековья;

- микро- и макроэкономику;

- методологию экономических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………3

1. Возникновение и основные направления экономической теории….….......5

1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5

1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6

1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики……………………………………....8

1.4. Экономические учения Древнего мира и средневековья………..……….9

2. Методология экономики…………………………………………...….….….13

2.1. Микро- и макроэкономика…………………………………..………..……13

2.2. Методология экономических исследований…………………….………..23

Заключение…………………………………………………………....…………28

Список использованной литературы………………………...……....………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

    Арсенал научных методов. Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два противоположных философских метода — метафизика и диалектика.

    Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

    Так, основоположник американской школы  политической экономии Дж. Кларк в  книге "Распределение богатства" впервые рассмотрел состояние техники, технологии, организации производства и распределения доходов общества в статике (неизменном виде) и в динамике (под воздействием прогрессивных перемен. Подобным же образом мы поступили в первой теме           Данного курса, когда разбирали факторы производства (статика) и производственные возможности, стадии развития производства (динамика).

    Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) - создатель систематической теории  диалектики — центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимнопредполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Г.Гегель оценивал как "мотор", как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

    При изучении хозяйственных процессов  авторы, например, экономике констатируют наличие противоречий в рыночной системе, в управлении всей экономикой и в других областях хозяйственной деятельности. Так,-профессора К.Макконнелл и С.Брю пишут в экономике: "Не существует экономических систем без слабостей и недостатков". В частности, они доказывают и необходимость, и "несостоятельность" государственного сектора экономики, приводят аргументы в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, а также выставляют аргументы "за" рынок и "против" рынка (5, С. 352).

    Диалектический  метод отражает не только противоречия, но и неотрывность, и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

    Важную  роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе  — исторический метод, который позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно их историческому развитию. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

    Исторический метод в наибольшей мере применяла классическая политическая экономия, особенно марксистская теория. Неоклассики первоначально по существу полностью отказались от исторического рассмотрения экономики. Причем фактически достигнутое в XIX в. состояние хозяйства освещалось как изначальное для человечества, что, конечно, противоречит данным исторической науки. Однако кейнсианская революция по существу заставила всех принять во внимание факт, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-х - 50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии, в антимонопольном законодательстве и др.

    Однако  исторический подход к анализу хозяйственной  деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей могут затруднять серьезное теоретическое изучение экономики.

    Подобным  путем не удается четко выявить  типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

    Логический  метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существующего определенные объективные связи.

    Последние изменяются по времени и в пространстве с естественной последовательностью, можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: и прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

    Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития, или, по крайней мере, уменьшить  их разрушительные последствия, экономическая  наука стремится как можно  полнее, и  познать объективную  логику экономического развития в каждого  предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования  и улучшения управления хозяйством. Рассмотрение качественных признаков экономических систем является изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.

    В экономической теории широко применяются  специальные данные разных наук экономико-математические методы и экономическая статистика.

                                              

 

     Заключение 

    Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу  выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывают различия между ними.

    На  этой основе во всех разделах курса  экономической теории дается сравнительный анализ веских основных систем, существующих в современном мире.

    Изучение  общих основ, присущих микро и  макроэкономике, надо начинать с первого  типа экономических отношений.

    Необходимо  также отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее и может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого направления.

    Также необходимо отметить, что во второй половине XIX века единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока.

    С одной стороны, выделилось такое направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма.

    С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем  превращается в крупнейшую неоклассическую  школу.

    В любом обществе, широко использующем деньги, почти каждый человек предпочитает иметь их побольше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов (в чем бы они не состояли).

    Последнее обстоятельство сильно помогает предсказывать  человеческое поведение. Оно также оказывается весьма полезным и в тех случаях, когда требуется повлиять на поведение других людей.

    Экономическая теория утверждает, что, действуя в  своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для  других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Список использованной литературы: 

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.,1994 г.

2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1994.

3. Всемирная история экономической мысли. Т. 1—6/МГУ им. М.В. Ломоносова; Редкол.; В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. М.: Мысль, 1987-1997.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика. - М., 2006 г.

5. Гальперин В.М., Гребенников П. И.,Леусский А. И., Тарасевич Л.С. “Макроэкономика: Учебник” / Общая редакция Л.С. Тарасевича,  Издательство 2-е, переработка и дополнение СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2007. – 719 с.

6. История экономических учений. М.: Издательство МГУ, 1994.

7. Современные экономические теории Запада. М., 1996.

8. Журнал “Экономическая наука современной России”, основанный Отделением экономики РАН и ВИНИТИ РАН, Миннауки РФ и Торгово-промышленной палатой РФ.

9. История экономических учений. Ч. 1 /Под ред. В.А. Жамина, Е.Г.           Василевского. М.: Изд-во МГУ, 1989.

10. История экономических учений. Ч. 2/Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

11. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Чапурина М. Н., Киселёвой Е. А. – Киров, 2004. – 624 с.

12. Куликов В. Концептуальные основы современной экономики.// РЭЖ. -  2004. - № 22. – с.  61-64.

13. Менкью М.Г. “Макроэкономика” Пер с англ. – М.:Издательство МГУ, 1994.- 736 с.

14. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. – ХХХIV, 974 с.

15. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.

16. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: “Проспект”, 1998 г.

17. Ломакин В.К.  Мировая экономика: Учебник для  вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 727с.

18. Мировая экономика  на рубеже XX-XXI веков: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Супруновича. М.: Издательство Финансовой Академии при Правительстве РФ. 1995.

19. Основы  внешнеэкономических знаний / Под  ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения. 2003.

20. Мировой  рынок труда: новая реальность. М.: Наука, 1999.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Национальная экономика, её цели и виды