Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа
Цель работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.
Задачи работы рассмотреть:
- экономические учения эпохи до рыночной экономики;
- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;
- экономические учения Древнего мира и средневековья;
- микро- и макроэкономику;
- методологию экономических исследований.
Введение……………………………………………………….…………………3
1. Возникновение и основные направления экономической теории….….......5
1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6
1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики……………………………………....8
1.4. Экономические учения Древнего мира и средневековья………..……….9
2. Методология экономики…………………………………………...….….….13
2.1. Микро- и макроэкономика…………………………………..………..……13
2.2. Методология экономических исследований…………………….………..23
Заключение…………………………………………………………....…………28
Список использованной литературы………………………...……....………...30
В
экономике как науке
Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой части. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую, целостную картину. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает, в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнорироваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать и изучить.
Используя
исторический метод, экономическая
теория исследует хозяйственные
процессы и явления в той
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь самые простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения последующих. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.
В экономике рассматриваются три уровня формулировок гипотеза, теория и закон.
Первый уровень — гипотеза. Гипотеза — это предположение, что идея может оказаться удачной, а также первоначальные исследования с целью определения степени ее ценности, гипотеза окажется действительно ценной, проводятся боле тщательные исследования, в ходе которых она либо находит подтверждение, либо не оправдывается и тогда остается гипотезой, т.е. усилием в попытке объяснить некоторый феномен. Но если гипотеза доказана и обещает действовать в течение некоторого времени, она классифицируется как теория. Теория — второй уровень экономических формулировок. Теория апробируется эмпирическим путем в течение какого-то времени. Если будет доказано, что она абсолютно правильна, теория становится законом. Закон — третий уровень экономических формулировок. В качестве вывода можно сказать, что существует мне гипотез, несколько теорий и почти нет законов, которые бы абсолютными для всех времен и народов.
Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования, появившегося в XX в.
Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Модель в экономике дает упрошенную картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической или математической).
Таким образом, экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.
Однако в построениях данных моделей присутствует элемент субъективности, который иногда приводит к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Алле, в 1989 г. писал, что в течение 40 лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой большой шаг назад.
В зарубежной учебной экономической литературе зачастую термины «теория», «модель», «принципы» и «законы» используются как синонимы.
Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически или в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.
При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их результаты. Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения. Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна,
ПЖ
Прудона, Ф.У. Тейлора, Г. Форда и Э.
Мейо, а на макроуровне — с именами
Дж. М. Кейнсз и М. Фридмена. Широкие эксперименты
на макроуровне проводились и в СССР.
2.1
Микро- и макроэкономика
В экономике существуют два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения — это микро- и макро-экономика.
Микроэкономика как структурная часть теоретической экономики исследует поведение отдельных экономических субъектов.
Макроэкономика — это развел в экономике как науке, который рассматривает хозяйство в целом, изучает совокупную экономическую активность,
Совокупная экономическая активность представляет собой общее количество экономических ценностей, произведенных данной общественно-политической формации в определенное время. В качестве меры совокупности экономической активности выступает валовой национальный продукт (ВНП).
Bаловый национальный продукт — это общая стоимость всех экономических ценностей и услуг, которые производит общество за определенный период.
Именно через валовой национальный продукт выявляется состояние экономики страны. Есть, однако, и другие экономические показатели, которые имеют такое же значение, например, занятость людей в экономике. Валовой национальный продукт обычно измеряется поквартально или ежегодно и сравнивается с аналогичными данными в предыдущий период. Например, данные о валовом продукте за первый квартал года сравниваются с данными за первый квартал предыдущего года. Однако общая цифра ВНП указывается в годовом отчете. По итогам производства товаров и услуг за год экономисты могут определить состояние экономики страны.
Существуют различные правила определения состояния экономики по изменениям данных валового национального продукта.
В Соединенных Штатах, например, если ВНП снижается на две четверти всего за шесть месяцев, считается, что страна находится в состоянии экономической рецессии (лат. recessus — отступление; спад производства или замедление темпов его роста). Если рецессия усиливается, т.е. ВНП уменьшается еще в течение последующих месяцев, то в результате страна оказывается в положении, известном как депрессия (лат. depressio —подавление; фаза, следующая за кризисом перепроизводства и характеризующаяся застойным состоянием хозяйства, слабым спросом на товары, значительной недогрузкой предприятий, массовой безработицей).
Существуют и другие экономические показатели, характеризующие состояние экономики. Например, если из стоимости-ВНП вычесть обесценение завода и оборудования, которое происходит за год, то получим чистый национальный продукт (ЧИП). Понятие обесценения предполагает количество износа и потерь. На Западе подсчеты обесценения производятся для того, чтобы предотвратить потери или полную утрату капитала, вложенного в фирму. Для этого считается амортизация — процесс перенесения стоимости средств производства по мере износа на производимый с их помощью продукт и использование этой стоимости для последующего воспроизводства средств производства.
Владелец средств производства в США может выбирать способ оценки степени их амортизации. Существует множество методов подсчета амортизации, но самым простым является метод прямолинейной амортизации. Приведем конкретный пример (12, С. 19-23).
Если
производитель имеет здание, которое
будет считаться
Другой метод начисления амортизации — система внисходящего баланса. При этой системе определенный процент взимается в первый год, а затем — ежегодно из оставшегося годового баланса, пока баланс стоимости средств производства не станет, равен нулю. При расчете национального дохода, таким образом, амортизация должна быть учтена для того, чтобы получить правильную картину экономической активности народа за год.
После того как налог и другие виды расходов будут вычтены из чистого национального продукта, мы получим окончательный (чистый) доход. Эти три величины и потребуются нам сейчас.
Валовой национальный продукт рассчитывается двумя способами — по доходам и платежам. Иначе говоря, сначала измеряется весь доход, который получают индивиды и компании. Затем измеряются расходы этих же групп людей.
Вторым большим разделом в экономике, как мы уже говорили, является микроэкономика — наука о потребителях и производителях как самостоятельных рыночных субъектах, о ценах и о том, как они функционируют на рынке. Считается, что изучение микроэкономики началось с классической экономики, а конкретнее — с книги, опубликованной в 1776 г. Адамом Смитом.
Макроэкономика как наука возникла после появления работ К. Маркса, хотя первые гениальные попытки макроэкономического анализа были сделаны Ф. Кенэ. Наиболее полно проблемы макроэкономики были изложены в 1936 г. Дж. М. Кейнсом в его книге «Общая теория занятости, процента и денег». Макроэкономика как отрасль экономической науки изучается сегодня очень интенсивно. И связано это с тем, что макроэкономика очень точно отражает все процессы, происходящие в экономике. Правительство, как и частный сектор, заинтересовано в здоровой экономике. Микроэкономика же очень мало отражает то, что происходит во всей экономике, потому что, изучая ее, мы рассматриваем только небольшие части экономики.
Кроме этих двух уровней анализа экономических проблем в настоящее время можно выделить также суперэкономику, или мировую экономику, которая исследует экономические проблемы во всемирном масштабе. Сюда относятся проблемы международной торговли, валютной системы, разделения труда и др.
2.2
Методология экономических
исследований
Методология — учение о способах научного исследования. Знакомиться с этим учением мы начнем путем сравнения двух типов экономического мышления.
Типы экономического мышления. Экономика - такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким способом формируется обыденное экономическое мышление. Поскольку оно отражает непосредственные жизненные наблюдения человека, то у него складывается твердое убеждение: то, что он увидел, и есть единственно верное представление об экономике.
Действительно, обыденное мышление способно подметить и обобщить многие существенные и типичные черты хозяйствования. Именно так возникают ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности. Исходя из здравого смысла с древнейших времен строилось всеобщее экономическое обучение в его простейшем и своеобразном виде — в форме образцов народной мудрости (пословиц, поговорок, сказаний).