Национальная экономика, её цели и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.

Задачи работы рассмотреть:

- экономические учения эпохи до рыночной экономики;

- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;

- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;

- экономические учения Древнего мира и средневековья;

- микро- и макроэкономику;

- методологию экономических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………3

1. Возникновение и основные направления экономической теории….….......5

1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5

1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6

1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики……………………………………....8

1.4. Экономические учения Древнего мира и средневековья………..……….9

2. Методология экономики…………………………………………...….….….13

2.1. Микро- и макроэкономика…………………………………..………..……13

2.2. Методология экономических исследований…………………….………..23

Заключение…………………………………………………………....…………28

Список использованной литературы………………………...……....………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

    С появлением первых государственных  образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В смысле наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

    1) Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;

    2) доказательства идеологов Древнего  мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупныхторгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости (3, С. 352).

    Однако  для более обстоятельной и  полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

    Главная особенность восточного рабства  заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

    Остановимся на наиболее популярных источниках — памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.

    Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.                                                                           

    Вавилония. Это древневосточное государство  Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть  до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

    посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;              

    за  несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов; срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

    предел  денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной — 33% от ее первоначальной суммы.

    Древний Китай. Своеобразие древнекитайской  экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун  Фуцзы (551-479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Методология экономики 

    Экономическая наука призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет, поэтому национальную специфику.

    Наука формируется примерно также, как  растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного  пункта для анализа здесь берется  хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса (1, С. 19-20).

    Экономическую теорию, созданную в 18 - 19 веках, называют классической, она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Творчество гениального Адама Смита для экономики сопоставимо с изобретением колеса.

    Постепенно  национальные хозяйства превращаются в сложные системы взаимозависимых отраслей, формирующих мировое хозяйство. Правилом становится периодически повторяющиеся экономические кризисы, хроническими - безработица и инфляция (2, С. 9-11).

    В деловую практику включаются проблемы, не разрешаемые при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего равновесия, совокупного спроса, денежного обращения.

    20 век явился в истории экономической  мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.

    Макроэкономический  анализ становится основой государственной  политики, разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Но макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия правительства, направление государственного регулирования экономики.

    “Больше всего законов было создано в  смутные времена республики...”  Из Тацита.

    В экономике — как в науке, так  и в учебном курсе — обязательно присутствует методология. Методология — это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

    В экономике используются самые различные  методы, формы и способы научного познания.

    Если  мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого заложены древними греками и блестяще развиты Гегелем в научную систему. Диалектика — это наука об общих законах развития, как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении.

    Дня проникновения в сущность экономических  процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить" то, что в них существенно и постоянно повторяется. В результате возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребление, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии и изменении (4, С. 537).

    Логические  понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

    Такими  категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

    В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и  в природе, сквозь кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами — законами общественных действий людей, или экономическими законами. В книге «Философия права» Гегель, писая о политэкономии как науке, которая делает «честь мысли», потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их закономерности. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления. Закон и сущность — понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление дознания человеком явлений мира.

    Экономические законы есть экономические явления и выражения внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной этим явлениям.

    Не  следует смешивать экономические  законы с природы или естествознания, так как между ними имеется  существенных и принципиальных различий:

  •    естественные законы — законы природы, экономические законы — законы развития общественной жизни, ственной деятельности людей;
  •    естественные законы — вечные, экономические нося исторический характер;
  •   открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны регрессивных сил общества.

    Экономические законы можно классифицировать следующим  образом (в зависимости от их исторической устойчивости):

  •    специфические экономические законы;
  •   особенные экономические законы  (законы для эпох);
  •   общие экономические законы.

    Специфические экономические законы — это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, в период крепостничества и др.

    Особенные экономические законы — это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

    Общие экономические законы — законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, повышение его эффективности. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

Информация о работе Национальная экономика, её цели и виды