Налоги и налоговая система в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Содержание

1. Введение
2. Система налогообложения и принципы её построения
а) Элементы налоговой системы
б) Принципы её построения
3. Виды налогов и платежей
4. Характеристика отдельных видов налогов
а) налог на прибыль предприятий и организаций
б) налог на добавленную стоймость
в) акциз
г) налог на имущество физических лиц
д) налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения
5. Налоговая реформа в России
6. Оценка российской налоговой политики
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая: Налоги 

Министерство общего и профессионального  образования

     Дальневосточный государственный  университет путей сообщения

                             Курсовая работа                             

                             по экономической теории                            

                                      ТЕМА:                                     

    

«Налоги и налоговая система  в современной России»

 

                       Г. Южно-Сахалинск –  2000 г.                      

                               Содержание.                              

     1.  Введение

     2.    Система  налогообложения и принципы её  построения 

     а) Элементы налоговой  системы

     б) Принципы её  построения

     3.  Виды налогов  и платежей

     4.  Характеристика отдельных видов налогов

     а) налог на прибыль  предприятий и организаций 

     б) налог на добавленную  стоймость

     в) акциз

     г) налог на имущество  физических лиц

д) налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения

     5.  Налоговая реформа  в России

     6.  Оценка российской  налоговой политики

     7.  Заключение

     8.  Список литературы 

                                Введение.                               

Очевидно, что любому государству  для выполнения своих функций необходимы

фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых

ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих

"подданных" в виде физических  и юридических лиц. Поэтому  налоги выступают

важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и

столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

К настоящему времени  сложились  два реальных принципа (концепции)

налогообложения:

     Первый, физические и  юридические лица должны уплачивать  налоги,

пропорционально тем выгодам, которые  они получили от государства. Логично, что

те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров  и услуг

должны платить налоги, необходимые  для финансирования производства этих товаров

и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом  на

основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются  для

финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто

пользуется хорошими дорогами,  оплачивают затраты на поддержание  и ремонт этих

дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями.

Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком

размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на

национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся  на

первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что

оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей  извлекают

пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто  не

имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно

выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме

того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например,

только малоимущих, безработных, для  финансирования пособий, которые они

получают.

     Второй принцип предполагает  зависимость налога от размера получаемого

дохода, т.е. физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы,

выплачивают и большие налоги и  наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,

естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на

потребление предметов роскоши, и  налогом, который хотя бы даже в небольшой

степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать

ежемесячно по 5000 руб. у лица получающего 50 тыс. руб. дохода вовсе не

значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств

жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50  руб. у

человека с доходом в 500  руб. Жертва последнего не только больше, но и

вообще несоизмерима с жертвой  первого. Дело в том, что мы, потребители

действуем всегда рационально, т.е. в  первую очередь мы тратим свои доходы на

товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые  товары и

т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема

заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-

либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства  строится в

соответствии с социальной-экономической  сущностью государства, в зависимости

от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности

правительства в доходах.

Современные налоговые системы  используют оба принципа налогообложения, в

зависимости от экономической и  социальной целесообразности.

В условиях рыночной экономики любое  государство широко  использует  налоговую

политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные

явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления

экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов  является одним  из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий  независимо от ведомственной

подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы

предприятия.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий

всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с

банками, а  также с вышестоящими организациями

При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая

привлечение иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль

предприятия.

     Налоговая  система  в Российской  Федерации практически    была  создана в

1991 г., когда в декабре этого  года был  принят  пакет   законопроектов о

налоговой системе.

Среди них: "Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации",  "О

налоге на прибыль предприятий  и организаций", "О налоге на добавленную

стоимость"  и другие.

     СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И ПРИНЦИПЫ  ЕЕ  ПОСТРОЕНИЯ.

     Налоги представляют  собой обязательные платежи, взимаемые государством

на основе закона с юридических  и физических лиц для удовлетворения

общественных потребностей.

В законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы

в  Российской  Федерации" дается  следующее понятие налога:

"Под налогом, сбором, пошлиной  и другим платежом понимается  обязательный

взнос в бюджет соответствующего  уровня  или  во  внебюджетный фонд,

осуществляемый плательщиками  в порядке на условиях, определенных

законодательными актами".

В  этом же законе дается определение  и налоговой системы:

"Совокупность налогов, сборов, пошлин и  других  платежей,

взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему".

     Налоговая система  включает  следующие  элементы:

-субъект налогообложения (плательщик);

-объект налогообложения прибыль  (доход), оборот или имущество

налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;

-налоговые льготы -  полное  или  частичное  освобождение  от  налога;

-правила исчисления и порядок  уплаты налога; штрафы и другие санкции за

неуплату налога;

- ставка налога - величина налога  на единицу объекта налогообложения.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые

ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в  одинаковом процентном отношении  к объекту

налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший  в СССР

до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка  прогрессивного налога повышается  по мере

возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик

выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка  регрессивного налога понижается  по мере

роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную сумму, а

может и не приводить к росту  абсолютной величины налога при увеличении

доходов.

В общих чертах видно,  что прогрессивные  налоги - это те налоги, бремя

которых наиболее сильно  давит  на лиц с большими  доходами, регрессивные

налоги наиболее тяжело ударяют  по физическим и юридическим лицам, обладающим

незначительными доходами.

Налоговая система России строится на  основе  единых  принципов  для всех

предпринимателей и предприятий  независимо от ведомственной подчиненности,

форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

     Основными принципами  являются:

- равнонапряженность налогового изъятия;

- однократность налогообложения,  недопущение двойного обложения;

- стабильность, гибкость, простота, доступность,  определенность;

-         заблаговременность  установления ставок и правил  исчисления налога и

его уплаты.

Возглавляет  налоговую  систему  Государственная  налоговая

     служба РФ, которая  входит в систему центральных  органов государственного

управление России, подчиняется  Президенту и Правительству РФ и  возглавляется

руководителем в ранге министра.

     Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за

соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и

своевременностью внесения в соответствующие  бюджеты государственных налогов  и

других платежей, установленных  законодательством.

     ВИДЫ  НАЛОГОВ   И ПЛАТЕЖЕЙ.

    

     В РФ впервые все  налоги разделены на три группы:

федеральные налоги; налоги  республик  в  составе РФ, краев, областей,

автономных образований; местные  налоги.

     К федеральным налогам  относятся: налог на добавленную стоимость;

1.     акцизы на отдельные  группы и виды товаров;

2.     налог на доходы  банков;

3.     налог  на доходы  от страховой деятельности;

4.     налог с биржевой  деятельности (биржевой налог);

5.     налог на операции  с ценными бумагами;

6.     таможенная пошлина  (все суммы поступлений от этих

налогов зачисляются в федеральный  бюджет);

7.     отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы,  зачисляемые

в  специальный внебюджетный фонд РФ;

8.     платежи за пользование  природными ресурса-

ми,  зачисляемые  в федеральный  бюджет, в республиканский,          краевой,

областной, местный в порядке  и на условиях, предусмотренных законодательными

актами России;

9.  налог на прибыль  с   предприятий

(подоходный налог);

10. подоходный налог с физических лиц.

Налог на прибыль с предприятий  и подоходный налог  с  физических лиц

являются регулирующими доходными  источниками, суммы отчислений по ним

зачисляются непосредственно в  республиканский бюджет,  краевые, областные и

бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении

республиканского бюджета в  составе России и бюджетов других уровней.

К  федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования

дорожных фондов, зачисляемые в  эти фонды на основе соответствующих актов;

гербовый сбор; государственная  пошлина; налог  с имущества, переходящего в

порядке наследования и дарения.

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты  налогообложения,

плательщики налогов и порядок  их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд

регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории

России.

     К налогам республик  в составе России, краев, областей  и округов относятся

следующие:

налог на имущество предприятий, (суммы  платежей по этому налогу равными

долями зачисляются в  республиканский

бюджет и бюджеты других уровней  по месту нахождения плательщика);

·        лесной доход;

·        плата за воду, забираемую промышленными предприятиями  из

водохозяйственных систем.

К этой группе налогов относятся  республиканские платежи  за

пользование природными ресурсами.

Перечисленные налоги устанавливаются  законодательными актами  РФ  и

взимаются  по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов

определяются законами республик  в  составе  России или решениями  органов

государственной власти краев и  областей.

     К местным налогам  относятся:

- налог на имущество физических  лиц. Сумма платежей по этому  налогу

зачисляется в местный бюджет по месту нахождения

Информация о работе Налоги и налоговая система в современной России