Налоги и налоговая система в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Содержание

1. Введение
2. Система налогообложения и принципы её построения
а) Элементы налоговой системы
б) Принципы её построения
3. Виды налогов и платежей
4. Характеристика отдельных видов налогов
а) налог на прибыль предприятий и организаций
б) налог на добавленную стоймость
в) акциз
г) налог на имущество физических лиц
д) налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения
5. Налоговая реформа в России
6. Оценка российской налоговой политики
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

населения. В то же время понятно, что это не может однозначно вести  к

снижению розничных цен на товары, уровень которых в значительной степени

определяется спросом и предложением.

Нельзя не отметить еще одно важное изменение в порядке взимания НДС. В

прошлом году многие предприятия, опасаясь разрыва хозяйственных связей и

высоких темпов инфляции, приобретали  сырье и материалы, комплектующие  изделия

впрок. Это понятное явление. Однако в результате суммы налога, уплаченные

поставщикам этих материалов, которые  подлежали вычету из сумм налога по

реализованной продукции, значительно  уменьшили платежи в бюджет. Теперь такое

положение исправлено. Вместо сумм налога, уплаченного по приобретенному сырью

и материалам, будут вычитаться суммы  налога по использованному в производстве

сырью и материалам.

В нынешнем году сохраняется налоговое  регулирование средств, расходуемых

предприятиями на оплату труда. Однако в то же время с суммы превышения

фактических расходов на оплату труда  против удвоенной нормируемой величины

этих расходов налог исчисляется  по ставке 50 %. И это по всем предприятиям.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности

ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом

законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности.

Освобождена от налогообложения прибыль  всех предприятий и организаций,

направляемая на инвестиции, включая  развитие собственной производственной и

непроизводственной базы при условии  полного использования сумм начисленного

износа (амортизации).

Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет  облагаться

налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского

питания. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного

процесса установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль для

образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке.

Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль и на

другие социально-культурные нужды.

Поскольку диапазон действия акцизов  невелик, то у потребителя появляется

относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и

“ухода” таким образом от уплаты этих налогов. К примеру, акцизный налог на

театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно

переложить на потребителя через  повышение цены, потому что подъем цен

повлечет за собой использование  потребителями альтернативных видов

развлечений.

Более высокие цены вызовут столь  заметное сокращение продаж, что продавец

предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного  налога,

чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее в случае многих акцизов

умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж

или вовсе не отражается на продажах. Это относится к акцизам на бензин,

сигареты, алкогольные напитки. В  этих случаях имеется мало хороших  товаров-

заменителей, к которым могут  обратиться потребители при повышении цен.

Продавец  этих товаров находится  в лучшей ситуации в отношении  перекладывания

налоговых издержек на потребителя.

В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается

на потребителей через повышение цен.

     Налоговая реформа  охватывает и налоги с физических  лиц. Принципиальные

изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объектом

налогообложения теперь служит не месячный заработок, а совокупный годовой

доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений в понятие

совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральной  форме,

оплаченные предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям. Существенно

изменена прогрессия шкалы подоходного  налога.

Новым является то обстоятельство, что от уплаты подоходного налога никто не

освобождается, хотя многим категориям граждан предоставляются значительные

льготы. Семьи, имеющие детей и  иждивенцев, будут платить меньше, чем холостые

и малосемейные граждане. Меняется порядок уплаты налога. Как и в других

странах, многие граждане России по истечении  года будут подавать налоговые

декларации в государственные  налоговые инспекции по месту  жительства, для

чего необходимо каждому вести  точный учет своих доходов, размер уплаченных в

ходе календарного года налогов, хорошо знать налоговые льготы.

Практика подоходного налогообложения  различает валовый доход, вычеты и

облагаемый доход. Валовый доход - это общая сумма доходов, полученных из

различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть

производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме

того, к вычетам относятся различные  налоговые льготы - необлагаемый минимум

(определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с  дохода лиц,

имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей,

находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде

ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на

благотворительные цели и т.п.

Таким образом,

     Облагаемый доход  = Валовый доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно  важно рассчитать оптимальные

ставки налогов. Если ставки чрезмерно  высоки, то подрывается стимул к

нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится

опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе  с профессором Лаффером теоретически доказали,

что при ставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая

активность фирм и населения  в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу

налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике.

Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные,

психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при

такой шкале налогообложения, которая  существует в Швеции – 75 % , в США  никто

не стал бы вкладывать капитал в  производство. Так, рост производственной

активности  в США после налоговой  реформы 1986 года  в значительной степени

был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Подоходной налог с граждан  дает возможность обеспечить госбюджет  устойчивым и

возрастающим источником дохода. В  этом Законе видится и  одно из средств

достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него

принципом прогрессии в налогообложении. Если  по старому закону ставка налога

была неизменной, что с дохода в размере 700 руб., что с 5000 руб.

С недавних пор введен так называемый прогрессивный налог .

В  США также действует система  прогрессивного личного налогообложения.

Законом о налоговой реформе 1986 года предусмотрены две налоговые  ставки (15

% и 28 %) вместо четырнадцати существовавших  ранее. Ставка 15 % применяется

ко всем налогоплательщикам, имеющим  доход ниже 29750 долларов в год, любой,

превышающий этот уровень доход  облагается в основном налогом 28 %. Кроме

того, личный подоходный налог в  США индексируется по отношению  к  темпам

инфляции, то есть к её уровню корректируются не только размеры стандартных

скидок и льгот, но и налоговые группы (с целью предотвратить переход

налогоплательщиков в группу с  более высоким уровнем налогообложения  только

из-за роста цен).

    

Оценка российской налоговой политики

 

Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга

специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

Налоги не всегда исходят из тех  источников, которые подлежат налогообложению

согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель

налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы

переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая  цену

товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у

которых он сам покупает товары, уплачивая  им меньше, чем если бы налога не

существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части

национальной экономики. Так или  иначе это сказывается в первую очередь на

субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить

сферу переложения основных видов  налогов и выявить конечные пункты, куда

налоги перемещаются.

Как  показывает  весь мировой  опыт, пока существуют налоги,

существует и стремление налогоплательщиков снизить размер

уплачиваемых ими сумм.

Конечно,  сегодня у налоговой  службы еще не хватает возможностей проверить

всех налогоплательщиков.

Не всегда  обеспечивается и  высокое качество работы налоговых  инспекторов,

вследствие    чего при проверках  иногда не удается выявить все  нарушения

налогового  законодательства.

Но действующее законодательство обязывает налогоплательщиков хранить все

бухгалтерские  и  налоговые    документы  за последние пять лет, не считая

текущего года. И уже    сегодня  имеется немало фактов обнаружения  нарушений

налогового    законодательства, допущенных еще в 1991 году.

Есть  еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогоплательщик сознательно

нарушает налоговое законодательство.

В  ряде случаев  это объясняется  низкой квалификацией экономических  кадров

предприятий и фирм, недостаточным  знанием ими налогового законодательства, а

также  несовершенством  отдельных  нормативных актов,  допускающих

двойственное толкование некоторых  положений.

Поэтому Госналогслужба России постоянно  работает над совершенствованием

налогового законодательства, стремясь сделать его более простым  и понятным

для налогоплательщика.

В  этих  же  целях  в прошлом  году  был принят Указ Президента России о

налоговой амнистии.

Смысл данного Указа заключался в том, чтобы  дать  налогоплательщикам, вольно

и невольно нарушившим налоговое законодательство, возможность исправить свои

ошибки.

Большие надежды возлагаются и  на организацию совместной

работы  налоговых  органов и  органов налоговой полиции по контролю за

выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физическими  лицами.

Это близкие, но вполне самостоятельные органы.

Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач  заниматься особо

крупными, разветвленными связями  налогоплательщиков, делающих попытки

утаивать огромные суммы налогов.

Налоговая же служба занимается контролем  за  своевременностью  и  полнотой

перечисления всех видов налогов  в бюджет каждым налогоплательщиком,  вне

зависимости  от размеров этих налогов  и организационно-правовой формы

деятельности налогоплательщика.

Стратегическая цель налогового законодательства -  укрепить

централизованные  финансы страны и на этой основе придать финансовой

стабилизации необратимый характер.

Достижение  этой  цели    обеспечивается двумя направлениями  дальнейшего

развития налоговой системы.

     ПУТЬ - финансовая поддержка  важнейших отраслей народного

хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях развития экономики  страны в

целом. Дополнительные финансовые средства для этого будут обеспечены за счет

перераспределения  ресурсов между  отраслями народного хозяйства.

В 1996 году предусмотрен целый ряд усовершенствований  и корректировок всех

основных видов налогов, расширены  права регионов  и самоуправлений в области

налогов, введено множество новых  льгот. Вместе с тем не все из представленных

нововведений можно считать  в достаточной степени обоснованными: многие из них

могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно

нежелательные.

Повышение  ставок налога на прибыль, имущества, введение специального  и

транспортного налогов при увеличении налоговых льгот не дали и не могли дать

ожидаемого результата. В свете  неизбежного роста числа как  переобремененных,

так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое

бремя как предельное (для исправных  плательщиков), то его дальнейший рост

ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в

реальное сокращение налоговой  основы либо в яростное уклонение  от налогов. В

любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных

издержках.

Контроль за величиной общего налогового бремени - первейшая функция

государства, и отказ  от нее  противоречит задаче формирования единого

российского рынка. Необходимо любой  ценой обеспечить государственный  контроль

за налоговой политикой регионов. С 1994 года их права в области налогов

безграничны, поэтому нельзя не ждать при современной общей налоговой культуре

тяжелых местных налоговых реформ.

    

Заключение

 

Созданная целостная система налогообложения  четко и недвусмысленно

устанавливает перечень налогов, которые  могут применяться на территории РФ,

Информация о работе Налоги и налоговая система в современной России