Налоги и социальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:14, реферат

Описание

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством (не облагаемый налогами минимум дохода, налоговый вычет, скидка).
Государство использует три способа взимания налога:
У источника – изъятия налога до получения дохода;
По декларации – взимания налога после получения владельцем дохода.
По кадастру – взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов налогообложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта. Кадастровый метод имеет большую историческую практику. В современной налоговой системе значительное развитие получили способы изъятия налогов у источника и по декларации.

Содержание

Введение 3


1.Виды налогов 6


2.Налоговая политика 13
3.Налоговые реформы 19


Заключение 24


Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Налоги и социальная справедливость.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

      Законом Российской Федерации "Об акцизах", принятым в декабре 1991 г., акцизами облагаются 19 видов товаров: винно-водочные изделия, шоколад, икра осетровых и лососевых рыб, табачные изделия, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и одежда из натуральной кожи. Акциз взимается с единицы товара по твердым процентным ставкам. Ставки установлены государством так, чтобы после уплаты акцизного налога оставшаяся в составе цены прибыль обеспечивала нормально.

      Другим  косвенным налогом с предприятий  и населения являются таможенные пошлины.

        Таможенная пошлина – это денежный  сбор, взимаемый государством через  таможенные учреждения с товаров,  имущества и ценностей при  пересечении границы страны.

      Таможенные  пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным  в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Товары в таможенном тарифе сгруппированы в зависимости от степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые).

      По  способу взимания выделяют специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (проценты с цены товара) таможенные пошлины. По специфическим ставкам  облагаются готовые изделия, а по адвалорным - сырье и продовольствие.

      Ставки  таможенных пошлин возрастают по мере повышения степени обработки сырья. минимальные ставки устанавливаются на сырье, что позволяет снижать издержки производства предприятиям обрабатывающей промышленности, импортирующим сырье. С ввозимых полуфабрикатов таможенные пошлины исчисляются по промежуточным ставкам. На импортируемые готовые изделия устанавливаются максимальные ставки.

      В зависимости от выполняемых функций  выделяют следующие таможенные пошлины:

      Фискальные, являющиеся средством мобилизации  денежных средств в государственном бюджете; источником выступает разница в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды ввозимых на территорию страны товаров или товаров, вывозимых с территории страны;

      Протекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; таможенная пошлина удорожает цену импортируемого товара, что ограничивает его конкурентоспособность;

        Преференциальные, т.е. льготные, устанавливаемые  государством в отношении всех  или отдельной группы товаров  некоторых стран и распространяющиеся на товары других государств. Например, уменьшенные ставки таможенного тарифа по отношению к товарам, поступающим в Россию из развивающихся стран.

 

         

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 

     Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

     При увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков разоряется, сворачивает производство, другая часть — находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих ими уплате налогов. В дальнейшем при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы.

     Эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Налоговая система отдельных стран, например Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 и более процентов своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. В этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих доходов,

     оставшихся  у него после уплаты всех причитающихся  налогов. Так что баланс интересов  в данном случае сохраняется.

     В любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять при формировании их налогооблагаемой базы и соответственно — на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Здесь должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него невозможно определить ту черту, за пределами которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику.

     Деление налогов на прямые и косвенные  носит не абсолютный, а относительный  характер в той части, которая  относится на переложение уплаты косвенных налогов на конечного потребителя.

     Допускают ли спрос и предложение, а также  сложившийся уровень цен на продукцию, выпускаемую данным предприятием, возможность переложить дополнительный налог, будь то прямой или косвенный, на плечи потребителя. И если такая возможность есть, то любой налогоплательщик ею воспользуется, вне зависимости от того, прямые или косвенные налоги он при этом платит. Взять, например, такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость. Общеизвестно, что ставка этого налога в нашей стране неоднократно изменялась в сторону ее снижения. За годы реформ она уменьшилась с 28% до 20%, или более чем на четверть. Но к снижению цен, в том числе и розничных, это не привело. При прочих равных условиях, возросли доходы предприятий, но налоговая нагрузка на население осталась прежней. И если возрастет ставка налога на прибыль, или будут отменены льготы по данному прямому налогу, любой товаропроизводитель попытается переложить этот дополнительный налог в цену, что непременно вызовет цепочку роста цен, и тяжесть роста налога опять же отразиться на конечном потребителе.

     Нередко сумму уплачиваемых налогов относят к размеру балансовой прибыли предприятия. В результате такого расчета зачастую получается, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов изымается больше, чем предприятие заработало прибыли за налоговый период.

       Часть налогов, и достаточно  значительная (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.), вносится в бюджет из выручки предприятия, фактически уплачивается потребителем продукции, являясь надбавкой к цене предприятия. Отдельные налоги относятся на издержки производства и обращения и тем самым уменьшают балансовую прибыль, к которой предлагается относить сумму налогов, уплачиваемых предприятиями. Объектом некоторых налогов является фонд оплаты труда, и в конечном итоге источником уплаты являются издержки предприятия. Это относится, в частности, к отчислениям в социальные фонды.

     В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

     Степень налоговых изъятий по отношению  к ВВП в различных странах  характеризуется следующими данными.

 

     Как показывают приведенные данные, большинство  экономически развитых стран мира к  настоящему времени практически  достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение же ставок налогов, равно как и отмена льгот по ним чреваты для этих стран как экономическими, так и социальными негативными последствиями.

     Из  приведенной таблицы видно что налоговое бремя в целом для российских налогоплательщиков не только не превышает показатель в экономически развитых странах, но и значительно ниже большинства из них. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 33% от валового внутреннего продукта, а с учетом принятой первой части Налогового кодекса, а также внесенного Правительством и принятой Думой в первом чтении его второй части этот предел может снизиться еще на 2 процентных пункта и составить около 31% от ВВП. 

     По  различным оценкам в российской экономике от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики  подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов  объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.

     Также на показатель налогового изъятия ВВП  в России влияет еще и так называемый кризис платежей, так как доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов, или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике — это не одно и то же. Дело в том, что большинство российские налогоплательщиков уплачивает налоги в бюджет исходя не из принципа "сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налогооблагаемой базы", а исходя из своих реальных, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых  
 

     

 

возможностей. Эти налогоплательщики вносят в  бюджет не сколько надо по закону, а сколько хотят или могут. В результате сложилась ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям существенно стали превышать их текущие налоговые платежи. В целом по российской налоговой системе задолженность предприятий и организаций (без сумм штрафов и пеней за просрочку платежей) только в федеральный бюджет увеличилась за 8 месяцев более чем на треть и по состоянию на 1 сентября 1998 г. составила 141,8 млрд. руб., а общая задолженность в федеральный бюджет с учетом пени и штрафов - 239 млрд. руб., при ожидаемом поступлении в федеральный бюджет налогов, контролируемых Госналогслужбой, в течение всего 1998 г. в сумме около 150 млрд. руб. 

     Совокупный  показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого валового внутреннего продукта. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП.

     Немаловажное  значение имеет и та экономическая  среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, политическая, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны (которые, хочется верить, отомрут с принятием Налогового кодекса), разрушение экономических связей между предприятиями и непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточных результатов деятельности каждого второго предприятия, а также острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще более отягощает степень налогового бремени, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

     Таким образом, перед российской налоговой  системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны — снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

Информация о работе Налоги и социальная справедливость