Налоги и социальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:14, реферат

Описание

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством (не облагаемый налогами минимум дохода, налоговый вычет, скидка).
Государство использует три способа взимания налога:
У источника – изъятия налога до получения дохода;
По декларации – взимания налога после получения владельцем дохода.
По кадастру – взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов налогообложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта. Кадастровый метод имеет большую историческую практику. В современной налоговой системе значительное развитие получили способы изъятия налогов у источника и по декларации.

Содержание

Введение 3


1.Виды налогов 6


2.Налоговая политика 13
3.Налоговые реформы 19


Заключение 24


Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Налоги и социальная справедливость.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     И последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе. Этим фактором является неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и в других формах вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход.

     Большое значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, которые осуществляют ее переработку: предприятия по производству сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 копеек с каждого полученного от реализации продукции рубля. В то же время средний показатель налоговой нагрузки по обследованным предприятиям составил более 25 копеек с рубля выручки. Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется, как показывают приведенные выше данные, около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.

     Обычно  снижение налогового бремени в первые месяцы, как правило, дает уменьшение суммы налогов, но затем постепенно происходит их рост за счет расширения налогооблагаемой базы. В российских ж условиях снижения налоговых ставок не дает адекватного снижения сумм налогов. В казну недопоступает почти две пятых налогов, которые признали сами налогоплательщики. Поэтому можно безболезненно снизить ставки по НДС и налогу на прибыль на одну треть Это позволит, наряду с другими мерами по финансовой поддержке товаропроизводителей, в ближайшем будущем увеличить налогооблагаемую базу и соответственно — поступления в бюджет. С другой стороны -это даст возможность ряду налогоплательщиков выйти из тени, что также даст прирост налогов.

 

      3. НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ.

     Реформирование  налоговой системы является результатом поиска тактических решений в развитии экономики России и знаменует переход от политики жесткой финансовой стабилизации к реализации мер по обеспечению экономического подъема.

     Смысл налоговой реформы - дать возможность  государству выполнять те бюджетные обязательства, которые оно не может не выполнять.

     Проблемы  налоговой реформы во многом связаны  с состоянием предприятий реального  сектора экономики - основного базового элемента налогового поля экономики. Снижение за последние годы уровня рентабельности в больших отраслях экономики сопровождалось повышением удельного веса убыточных предприятий

     Удельный  вес убыточных  предприятий в  экономике России, % от общего числа

       

     Анализ  финансового состояния предприятии, имеющих задолженность перед бюджетом, показывает, что денежные платежи в структуре расчетов должников занимают не более 5%. Предприятия не имеют возможности снижать цены на свою продукцию настолько, чтобы потребители могли расплатиться с ними «живыми деньгами». Продажу продукции по ценам ниже себестоимости налоговые органы рассматривают как нарушение налогового законодательства и штрафуют поставщиков за занижение прибыли, пусть и фиктивной. В результате искусственно завышаются размеры налоговых отчислений предприятий.

     В настоящее время налоговая служба начала изучать распределение налоговых  платежей между разными группами предприятий (раньше такого анализа не проводилось). Есть предприятия, которые платят 60-70% положенного объема налогов, и есть предприятия, выплачивающие их в размере от 5 до 12%. Они нашли для себя лазейки в законодательстве и хорошо развиваются.

     Снижение  налоговой нагрузки на предприятия  может положительно сказаться на темпах экономического роста национального хозяйства. Так, при уменьшении налогового бремени в нефтяном комплексе с нынешних 50-60% до 35-40% от выручки (экспертная оценка) появятся средства, которые позволят сократить падение добычи нефти, снизить цены на производимую продукцию, увеличить платежеспособный спрос и за счет этогоповысить абсолютную величину поступления налогов в бюджет. Кроме того, создание новых рабочих мест у буровиков, строителей, машиностроителей, металлургов откроет дополнительные источники налогообложения.

     Эффект  от снижения налоговой нагрузки на нефтяной комплекс проявится в ускорении экономического роста и повышении рентабельности производства. По расчетам специалистов РАН, снижение налогового пресса на продукцию нефтегазового комплекса на 10 трлн. руб. обеспечит дополнительный прирост ВВП на 3%, а на 15 трлн. руб. - около 4%.

     Низкая  инвестиционная активность предприятий  объясняется неплатежами, в том числе со стороны государства, преобладанием интересов управляющих и работников предприятий над интересами собственника, высокими издержками производства и недостатками в подготовке менеджеров, низким совокупным платежеспособным спросом. Из-за проблем с исполнением бюджета практически не развернут бюджет развития. В первом полугодии 1997 г. государственные инвестиции были профинансированы в размере 26,7% от уточненного лимита с учетом секвестра, а по федеральной инвестиционной программе - в размере 18,5%. В практически неощутимых объемах погашена задолженность по инвестициям на конкурсной основе в коммерческие высокодоходные проекты.

     Важнейшей проблемой является поддержка структурной перестройки российской экономики. Однако освобождение от налогообложения любых инвестиций, направляемых на капиталовложения, не может способствовать решению этой задачи так как, структурная перестройка предполагает закрытие отдельных видов производств, бесперспективных с точки зрения народнохозяйственных интересов. Поощряя освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на их развитие, налоговая система тем самым стимулирует закрепление существующих деформаций общественного производства. С учетом реальных возможностей инвестиционного комплекса поощрение инвестиций со стороны государства может идти по линии крайне ограниченного и четко обозначенного круга объектов и сфер деятельности, что обычно и происходит в мировой практике.

     В политике Правительства РФ по стимулированию деловой активности преобладает  склонность к предоставлению широкомасштабных льгот, введению стимулирующих систем налогообложения, применяемых в странах, в хозяйстве которых доминируют добыча и производство сырья.

     Действующие в соответствии с налоговым законодательством льготы не оказывают существенного влияния на инновационное поведение предприятий, поскольку они фрагментарны, не охватывают все стадии инновационного цикла. Основная масса льгот по НДС распространяется лишь на первую стадию инновационного цикла и не затрагивает стадии производства, реализации, использования и обслуживания нововведений. Такой подход не стимулирует предприятия к производству и применению новой техники и технологии. НДС искусственно увеличивает цену новых товаров и услуг, сокращает спрос на них.

     К стимулирующим инновационную активность льготам по налогу на прибыль в действующем налоговом законодательстве относятся:

  1. уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму затрат по финансированию капиталовложений для развития производственной и непроизводственной базы;
  2. уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму дивидендов физическим лицам при их инвестировании внутри предприятия в производственную и социальную инфраструктуру;
  3. исключение из налогообложения суммы прибыли (до 50% суммы налога), направленной на строительство, реконструкцию и обновление, освоение новой техники и технологии (для малых предприятий);
  4. уменьшение налогового платежа на 10% от цен закупаемого.

     Однако  на практике эти льготы не имеют целенаправленно стимулирующего инновационную деятельность характера.

     Законом разрешено установление дополнительных льгот органами власти национально-государственных  и административно-территориальных  образований для отдельных категорий плательщиков налога на прибыль в пределах суммы налога, исчисляемой в бюджет соответствующего уровня. Это дает возможность региональным органам государственной власти оказывать регулирующее воздействие на повышение инновационной активности предприятий.

     Рассмотрение  системы льгот, предоставляемых  по другим каналам, позволяет сделать  вывод о том, что проводимая в  настоящее время налоговая политика еще не имеет четко выраженной направленности на стимулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства. Имеющиеся в законодательстве налоговые льготы в основном относятся к организациям и учреждениям науки, образования, финансируемым из бюджета, и в меньшей степени - к предприятиям, действующим в сфере производства, где создается и используется значительное количество нововведении. Все это требует изменения налоговой политики - углубления дифференциации по отношению к различным налогоплательщикам и повышения ее гибкости с учетом быстро меняющейся экономической ситуации, ясно выраженных инновационных приоритетов.

     Практика  западных стран по предоставлению налоговых  льгот позволяет сделать следующие  утверждения.

     1. При совершенствовании налогового  механизма необходимо учитывать слабую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, к снижению на 5-10% налогов на прибыль) и использовать сильнодействующие экономические стимулы.

     2 Система налоговых льгот в  равной степени распространяется на все отрасли экономики и не дает преимущества перспективным наукоемким производствам.

     3. Права органов власти регионов  в проведении самостоятельной налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, должны быть ограничены.

     При выработке целостной системы  стимулирования научно-технического прогресса необходимо учитывать, что с позиций влияния на уровень инновационной активности предприятий наибольшее значение имеют налоги на добавленную стоимость, прибыль, имущество, землю, таможенные пошлины, отчисления во внебюджетные фонды.

     Для предприятий России необходим особый подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Степень эластичности налоговой базы по налоговой ставке в разных секторах российской экономики различна. Низкие налоговые ставки оказывают большее стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшее - в государственном.

     Важным  регулятором инновационной активности предприятия является амортизационная политика. Действующая амортизационная система требует совершенствования. Сейчас ослаблен контроль за использованием амортизационных отчислений на цели воспроизводства основных фондов. Государственные и приватизированные предприятия распыляют амортизационные отчисления, используют их в составе оборотных средств, на выплату заработной платы, резервируют на банковских депозитах с целью получения высокого дохода в виде депозитного банковского процента и т. д.

     Деятельность  предприятий в сфере расширения производства, внедрения достижений НТП, охраны природы и некоторых других направлениях следует поощрять, разрешая капитализацию (с последующей ускоренной и нелинейной амортизацией) затрат на эти цели, что активизирует процесс обновления материально-технической базы отечественных товаропроизводителей. Капитализируются, в частности, затраты на НИОКР, на разведку, подготовку и освоение природных месторождений, на природоохранные мероприятия.

     Имеются серьезные сомнения в достоверности  информации, на основе

     На  ухудшение .условий экономического роста РФ повлиял и мировой финансовый кризис, способствовавший оттоку части иностранных инвестиций из России.

Информация о работе Налоги и социальная справедливость