Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- рассмотрение понятия «налог» и его сущности;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Понятие «налог» и его сущность………………………………..5
1.2. Экономическое содержание налога……………………………..8
1.3. Функции налогов…………………………………………………11
1.4. Классификация налогов………………………………………….13
Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………18
2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»…………….18
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……21
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27
Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.
Одновременно
налог является и правовой категорией.
Налоги выражают объективные юридически
формализованные отношения
Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы, представленные на рис. 2. [6, C. 22]:
Рис.
2. Основные элементы налогов
Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:
- субъект налога (налогоплательщик) – то лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;
- объект налогообложения – действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику);
- источник налога – валовый внутренний продукт (ВВП);
- единица обложения (масштаб налога) – определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);
- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка;
- налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;
- налоговая ставка (норма налогового обложения) – величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.
- налоговые льготы – полное или частное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством;
-
налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая
налогоплательщиком с одного объекта
обложения. Существует три способа взимания
налогового оклада: у источника, по декларации,
по кадастру [6, C. 24-25].
1.3.
Функции налогов
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.
Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Схематично функции налога показаны на рис. 3. [5, C. 127-128].
Рис.
3. Функции налога
Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.
1) Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т.е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.
2) Распределительная функция – функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
3) Стимулирующая функция – оказывает воздействие на сам процесс воспроизводства. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она направлена на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта; в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.
4) Контрольная функция – тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.
Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер [5, C.28-29].
Выводы:
налог - обязательный, индивидуально безвозмездный,
относительно регулярный и законодательно
установленный государственный взнос,
уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками,
в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований.
Он является одновременно экономической,
финансовой и правовой категорией. Налог
характеризуется основными признаками
и элементами. Сущность налогов в условиях
формирования рыночных отношений проявляется
через фискальную, распределительную,
стимулирующую и контрольную функции.
1.4. Классификация
налогов
Множественность
налогов, их различное назначение и
построение делают необходимой классификацию
налогов. Налоговая система включает различные
виды налогов, классифицируемые по разным
признакам. Группировка налогов по методам
их установления, взимания, характеру
применяемых ставок и объектов обложения,
а также по некоторым другим признакам
представляет собой классификацию налогов.
Данная классификация представлена ниже
в таблице.
Таблица
1
Классификация налогов
Классификации
налогов |
Виды налогов |
по
принадлежности к
уровню власти |
государственные |
местные | |
по
субъекту уплаты |
налоги, взимаемые только с юридических лиц |
налоги, взимаемые только с физических лиц | |
налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц | |
по
принадлежности к
звеньям бюджетной системы |
закрепленные |
регулирующие | |
по
методу взимания |
прямые |
косвенные | |
по способу обложения | налоги, взимаемые у источника |
налоги, взимаемые по декларации | |
налоги, взимаемые по кадастру | |
по применяемой ставке | пропорциональные |
прогрессивные | |
регрессивные | |
но назначению | общие |
специальные | |
по источнику обложения | налоги, уплачиваемые из прибыли |
налоги, уплачиваемые за счет издержек | |
налоги,
относимые на уменьшение
финансового результата | |
налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки | |
по объекту обложения | реальные (имущественные) |
ресурсные (рентные) | |
личные | |
вмененные | |
взимаемые с фонда оплаты труда |
Местные
налоги - обязательные платежи юридических
и физических лиц, поступающие в бюджеты
административно-
Налоги, взимаемые только с юридических лиц - налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог на операции с ценными бумагами и т.д.
Налоги, взимаемые только с физических лиц - земельный налог, налоги на имущество физических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.д.
Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц - земельный налог и т.д.
Закрепленные налоги - налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.
Регулирующие налоги – налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.
Прямые налоги – это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения [4, C. 650]. Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. К ним относятся подоходныё налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги – завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость [4, C. 650].
Налоги, взимаемые у источника – налоги на доходы физических лиц. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентом сразу в бюджет.
Налоги, взимаемые по декларации – налоги на прибыль. Взимаются после подачи налогоплательщиком заявления, в котором описываются полученные им за определенный период доходы и распространяющиеся на них налоговые скидки и льготы.
Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе