Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- рассмотрение понятия «налог» и его сущности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Понятие «налог» и его сущность………………………………..5
1.2. Экономическое содержание налога……………………………..8
1.3. Функции налогов…………………………………………………11
1.4. Классификация налогов………………………………………….13
Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………18
2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»…………….18
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……21
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая образец.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

    Налоги, взимаемые по кадастру – земельные налоги и налоги на транспорт. При взимании данного налога используется кадастр – реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.

    Пропорциональные  налоги – налоги, которые действуют  в одинаковом проценте к объекту  обложения (налоги на прибыль, на доходы физических лиц).

    Прогрессивные налоги - налоги, ставка которых увеличивается ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода.

    Регрессивные  налоги - налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.

    Общие налоги – налоги, которые после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    Специальные налоги – налоги, которые имеют  строгое целевое назначение и  закреплены за определенными видами расходов.

    По  источникам обложения, как видно из названия, налоги делятся в зависимости от того, за счет какого источника они уплачиваются.

    Реальные (имущественные) налоги – налоги, которыми облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика.

    Ресурсные (рентные) налоги – налоги, которые  тесно связаны с реальными налогами, взимание таких налогов определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Нередко называются рентными, поскольку их введение и уплата связаны с образованием и получением ренты.

    Личные  налоги – налоги, при взимании которых  учитывается финансовое положение  налогоплательщика и его платежеспособность. Взимаются с доходов физических и юридических лиц двумя способами: «у источника» и «по декларации».

    Вмененные налоги – налоги, отличительной  особенностью которых является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определенный государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов.

    Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда  – налоги, которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. Объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам [8, C. 36-38].

    Выводы: классификация налогов имеет  не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношения налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений. 

Глава 2. Налоговое бремя в обществе 

      2.1. Налоговое бремя: его сущность и проблемные аспекты 

    Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов  на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

    Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог» [12].

    Первые  упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 части национального дохода [11].

    Налоговое бремя следует рассматривать  с двух позиций:

    - во-первых, как форму монопольной цены совокупных общественных благ, в которой выражается мера стоимости (ценности) государственных услуг по отношению к источникам уплаты налогов;

    - во-вторых, как расчетный показатель количественного измерения ценовых параметров оценки услуг государства по принятой методике.

    Сущность  налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства выражается в следующем. Государство, будучи единственным «продавцом» общественных благ и предъявителем спроса на налоги (на государственные расходы), заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений. Налогоплательщики, как вынужденные «покупатели» государственных услуг, от которых исходит предложение финансовых ресурсов для налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ (особенно, социального характера) при минимальных налогах (минимальной цене за эти услуги). Основные направления применения налогового бремени представлены на рис. 4. [7, C. 135]. 

      Направления применения показателя

      налогового бремени


 
Разработка 

налоговой

политики

  Сравнительный анализ налоговой нагрузки  
Формирование социальной

политики

  Индикатор

экономического поведения

хозяйствующих субъектов


 

Рис. 4. Основные направления применения показателя налогового бремени  

    Роль  и значение показателя налогового бремени состоят в следующем.

    Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на макроуровне используется государством также для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие.

    Во-вторых, исчисление налогового бремени на общегосударственном  уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в  разных странах и принятия решений  хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала.

    В-третьих, показатель налогового бремени необходим  для анализа влияния налоговой  системы страны на формирование социальной политики государства.

    В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов [2, C. 221].

    Исчисление  налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне.

    Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

    Налоговое бремя на население в целом  представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

    Налоговое бремя на работника фактически равно  экономической ставке подоходного  налога, поскольку в большинстве  стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником.

    Методика  определения налогового бремени  на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода [2, C. 223].

    Налоговое бремя никогда не исчерпывается  только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

    - затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;

    - затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;

    - судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

    Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

    Измерить  в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов [6, C. 103]. 
 

2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе 

    К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

    Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.  
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

    Второй  принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,

выплачивают большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

    Поэтому на практике решение названных проблем  обычно основано на импирическом подходе, учитывающим приоритеты социально – экономической политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах [1, C. 384].

    Проблема  оптимальной величины налоговой  нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода — это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

    Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда [5, C. 227].

    В результате столкновения интересов  в любом демократическом обществе, стихийно или сознательно, со временем складывается совокупное равновесное налоговое бремя – равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты (в валовом или чистом продукте страны), или по-другому, равновесная ставка совокупного налога, в основе которой лежат совокупные расходы государства на воспроизводство своих функций с учетом соотношения спроса государства на налоги и предложения налогоплательщиками доходных источников для налогообложения [10, C. 231]. Однако, монополистический характер «рынка» государственных услуг порождает субъективизм и препятствует объективному процессу формирования равновесного налогового бремени, искажает ценовые пропорции. Чаще всего, это проявляется в завышенном, сверхпредельном уровне налогообложения (в завышенном спросе государства на налоги по сравнению с объемом предоставляемых общественных благ), а также в существенном превышении бремени начисленных в соответствии с законодательством (запрашиваемых) налогов и бремени фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов.

Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе