Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Исходя из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:
Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование экономики…………………………..5
Понятие налога……………………………………………………………9
Основные функции налогов……………………………………..10
Виды налогов……………………………………………………..11
Влияние налогов на экономику…………………………………12
Основные налоговые теории и их современные
интерпретации…………………………………………………………..13
Сущность налогового регулирования…………………………………18
Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики……………………………………....19
Налоги как инструмент государственного
воздействия на решения хозяйствующих
субъектов…………………………………………………………..21
Налоги как инструмент социальной политики.………………..22
Заключение……………………..………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………..26
Приложения………………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

готовый.docx

— 90.85 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………3

  1. Государственное регулирование экономики…………………………..5
  1. Понятие налога……………………………………………………………9
    1. Основные  функции налогов……………………………………..10
    1. Виды налогов……………………………………………………..11
    1. Влияние налогов  на экономику…………………………………12
  1. Основные  налоговые теории и их современные 

    интерпретации…………………………………………………………..13

  1. Сущность  налогового регулирования…………………………………18
    1. Налоги  как инструмент государственного

      регулирования экономики……………………………………....19

    1. Налоги  как инструмент государственного

      воздействия на решения хозяйствующих 

      субъектов…………………………………………………………..21

    1. Налоги  как инструмент социальной политики.………………..22

Заключение……………………..………………………………………………….24

Список  использованной литературы……………………………………………..26

Приложения………………………………………………………………………..28

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм    государственного    устройства    всегда    сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этого налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру.

     Тема  работы является актуальной, так как  в условиях рыночного хозяйства  первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику  имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, так как все процессы общественного воспроизводства, включая их социально-гуманитарные составляющие, в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.

     Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

     Регулирующая  функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, так как налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

     Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     В регулирующей функции налогов следует  выделить стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

     Налогами  можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. С их помощью можно создавать предпосылки для снижения издержек производства, повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке.

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
  2. Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
  3. Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
  2. Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
  3. Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.
 
  1. Государственное регулирование экономики
 

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики.

     В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение  часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

     Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает  самого пристального внимания.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Государство отвечает за:

  • фискальную политику (бюджет, налоги);
  • монетарную политику (денежные средства, кредиты);
  • внешнюю торговлю;
  • распределение доходов;

     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ решает различные задачи, такие как: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

     Конкретные  направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в конкретный период.

     Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  – везде, где необходимо.

     Формы государственного регулирования экономики:

  • государственные целевые программы (социальные);
  • прогнозирование;
  • моделирование экономических ситуаций;

     Высшая  форма государственного регулирования  экономики - это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор  инструментов государственного регулирования  экономики.

     Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование  имеет общие «централизованные  механизмы», которые характерны и  для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

     Средства государственного регулирования экономики подразделяются на:

  • административные;
  • экономические.

     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

     Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

     Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный  сектор в экономике.

     Основные  экономические инструменты -  это:

  • регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

     При помощи этих инструментов государство  стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

     Методы государственного регулирования экономики разделяются на:

  • прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);
  • косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика, внешнеэкономическое регулирование.

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

     Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики