Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Исходя из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:
Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование экономики…………………………..5
Понятие налога……………………………………………………………9
Основные функции налогов……………………………………..10
Виды налогов……………………………………………………..11
Влияние налогов на экономику…………………………………12
Основные налоговые теории и их современные
интерпретации…………………………………………………………..13
Сущность налогового регулирования…………………………………18
Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики……………………………………....19
Налоги как инструмент государственного
воздействия на решения хозяйствующих
субъектов…………………………………………………………..21
Налоги как инструмент социальной политики.………………..22
Заключение……………………..………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………..26
Приложения………………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

готовый.docx

— 90.85 Кб (Скачать документ)

     Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил государству лишь косвенную  роль в регулировании экономических  процессов, считая государство дестабилизирующим  фактором с безграничным ростом его  расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой  политики, неоклассицисты полагают, что  таким образом будет создан эффективный  механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и  устойчивый рост национального богатства.

     В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и  монетаризм.

     Теория  экономики предложения предусматривает  снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так  как, по мнению сторонников этого  направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и  тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный  постулат теории - утверждение, что  лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование  и высокие налоги лишь мешают его  нормальному функционированию.

     Общий закон формирования уровня налоговых  ставок гласит: широкая налоговая  база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения  и, наоборот, достаточно узкая налоговая  база отдельных видов налогов  обязательно предполагает их высокие  ставки. Очевидно, что высокие и  низкие ставки налогов оказывают  разное влияние на хозяйственные  процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению  к инвестиционным процессам.

     Действительно, объективно существует оптимальная  доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий  в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.

     Теория  монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может  осуществить: регулирование денег  в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время  по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики  является изменение денежной массы  и процентных банковских ставок. Так  как государство с каждым годом  увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его  нельзя допускать к созданию богатства  общества, регулированию объемов  производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании  денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью  займов, так с помощью налогов. Таким образом сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет  создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

     Основная  идея неоклассических теорий заключается  в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям  и той части населения, которая  формирует потребительский спрос  на рынке. Несмотря на популярность и  практическое использование приемов  неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования  экономики не произошло. 
 
 

     
  1. Сущность  налогового регулирования
 

     Кроме чисто фискальной функции, система  налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и  динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода страны. В ходе этих процессов  реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

     Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они  оказывают влияние лишь при смене  капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству  контролировать массовый спрос и  предложение не только товаров, но и  капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

     Наиболее  распространены следующие методы налогового регулирования:

  • изменение массы налоговых поступлений;
  • замена одних способов или форм обложения другими;
  • дифференциация ставок налогов;
  • изменение налоговых льгот и скидок;
  • изменение сфер распространения налогов и др.

     Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

     Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем  частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного  списания на издержки производства основных средств и т.д.

     Налоговое регулирование затрагивает и  социальную сферу. Это относится  к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы  фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются  из налогооблагаемой прибыли. 

    1. Налоги  как инструмент государственного регулирования экономики
 

     Налоговая политика в настоящее время в  большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется  в основном на теоретические постулаты  экономики предложения (ЭП). Экономика  предложения - это направление одной  из школ современной экономической  мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста  естественного уровня национального  продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога.

     Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики  и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.

     Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера  демонстрирует существующую взаимосвязь  между налоговыми поступлениями  государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального  производства. Согласно разработкам  Лаффера повышение ставок налогов  выше определенного уровня будет  способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Другими словами, отрицательное сальдо бюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечном счете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.1

     Таким образом, усиление государственного регулирования  в налоговой политике, которая  ориентирована на низкие налоговые  ставки положительно отразится на:

  • стимулах к труду и предпринимательской активности;
  • увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;
  • увеличении потребления вследствие увеличения необлагаемого дохода;
  • более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
  • уровне цен и инфляции;
  • соотношении легальной и "теневой" экономики.

     Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке  в Приложении 1.

     При снижении предельных налоговых ставок возрастут предложение труда  и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой кривой предложения). В результате этого снижается уровень цен (с pe  до p1 )

     Таким образом, государственное регулирование  при помощи налогового механизма  создает для экономики страны широкие возможности для прогресса  экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

     Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное  финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление  вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование  предпринимательского дохода на эти  же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия  для его движения. Государство  помогает промышленности поддерживать себя.

     4.2. Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов

 

     На  практике в качестве показателя, отражающего  результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта или целых отраслей экономики, как правило, используется не абсолютная, а относительная прибыль. В общем  виде, эффективность деятельности хозяйствующего субъекта можно представить следующим  образом:

     ,                                                                (1)

где    Э - эффективность деятельности хозяйствующего субъекта;

     Р - результат деятельности хозяйствующего субъекта;

     3 - затраты, при помощи которых  достигнут указанный результат.

     Использование математического аппарата, наработанного  зарубежной и отечественной наукой, позволило сделать вывод, что  в стабильной экономике степень влияния налогов на уровне отдельного предприятия определяется тем, насколько обязательные отчисления в пользу государства вынуждают хозяйствующего субъекта изыскивать дополнительные ресурсы сверх тех, которые определяют так называемый естественный уровень производства.

     С этих позиций налоги  можно определить  как инструмент государственного регулирования деловой активности в национальной экономике, ее отдельных секторах или отраслях, посредством изменения доли налогового изъятия прибыли хозяйствующих субъектов. На практике регулирующая функция налогов может проявляться в качестве как стимулирующих, так и сдерживающих мер. В условиях, когда основной целью государственной политики является ускорение темпов экономического роста, реформирование существующей налоговой системы, очевидно, должно быть направлено на повышение деловой активности путем снижения доли прибыли, изымаемой у предприятий. Если наряду с количественным ростом важна и его качественная составляющая, налоговое воздействие следует дифференцировать по отдельным секторам и отраслям экономики. Однако задачам экономического роста не противоречит и избирательное использование сдерживающих мер налогового регулирования. В частности повышение доли изымаемой прибыли может быть направлено в качестве антимонопольной меры на выравнивание условий конкуренции, а также на ограничение производства отдельных товаров, неблагоприятных с позиций социального, экологического и т.п. аспектов проводимой государством политики. 

     4.3. Налоги как инструмент социальной политики 

     Налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли.

     Регулирующее  действие фискальной сути налогов на народное хозяйство в целом проявляется  на стадиях экономического цикла  в так называемой автоматической фискальной политике, выражающейся в  “автоматическом” изменении налоговых  поступлений и государственных  расходов в результате изменения  объема производства и доходов.

     Конкретное  влияние на производство связывается  с дискреционной фискальной политикой, которая, в отличие от автоматической, предполагает принятие специальных  решений, в том числе налоговых, для смягчения экономического цикла. В ее арсенале такие орудия, как  дополнительные государственные расходы  в производственной и социальной сферах, а также изменения в  налоговой системе, система льгот и исключений.

     Однако, льготы нарушают принцип нейтральности, то есть оказывают влияние на выбор экономических решений, что ведет к деформациям в самом рынке. Кроме того, эффект налоговой льготы резко снижается в нестабильной обстановке, когда искажается ее действие. Наконец, льготы, освобождая от налога одних плательщиков, усиливают налоговое бремя для других, ведут к повышению стандартного уровня обложения, непредсказуемости процессов переложения налогов, создают обстановку субъективизма и лоббизма.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики