Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Исходя из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:
Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование экономики…………………………..5
Понятие налога……………………………………………………………9
Основные функции налогов……………………………………..10
Виды налогов……………………………………………………..11
Влияние налогов на экономику…………………………………12
Основные налоговые теории и их современные
интерпретации…………………………………………………………..13
Сущность налогового регулирования…………………………………18
Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики……………………………………....19
Налоги как инструмент государственного
воздействия на решения хозяйствующих
субъектов…………………………………………………………..21
Налоги как инструмент социальной политики.………………..22
Заключение……………………..………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………..26
Приложения………………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

готовый.docx

— 90.85 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, несмотря на то, что простая  непосредственная денежная основа налоговых  отношений ставит налоги в положение  исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые  разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога. 
 
 

     Заключение
 

     Налоги - необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

     Экономика, объективно представляя собой саморазвивающуюся и саморегулируемую систему, в налогах не только не нуждается, более того, они выступают отрицательным для нее фактором. В налогах нуждается государство, поскольку они выступают финансовой основой его существования. А в государстве, несмотря на то, что оно является институтом, отчужденным от общества и стоящим над ним, нуждается само общество, выступающее коллективным налогоплательщиком. В итоге налоги обусловлены не потребностями экономики, а потребностями общества в государстве.

     Таким образом, налог является односторонним установлением государства, произведенным в первую очередь в интересах самого государства, так как налоги являются одним из важнейших видов государственных доходов.

     Средства, необходимые для функционирования государства, должны предоставить все заинтересованные в выполнении этих функций стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

     С помощью налоговой системы государство  активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту  одних отраслей или форм собственности  и “ухудшению” других. В современном  государстве для мобилизации  средств в бюджет применяется  сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов ( в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности ). Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал ) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения. Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

     По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих  общественных функций. За счет налогов  финансируются также расходы  по социальному обеспечению, которые  изменяют распределение доходов. Система  налогового обложения определяет конечное распределение доходов между  людьми.

     Список  использованной литературы:

      1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Экономистъ, 2004.
      2. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 215с.
      3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учеб. пособие, 2 изд., перераб и доп. – М: ИНФРА-М, 2002.-320с.
      4. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 1996 г.
      5. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 670с.
      6. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Гос-во и право – 2001 - №6 – с. 66-74
      7. Налоги: вопросы и ответы // Финансы  -2004 - №8 – с.50-52
      8. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Д Г. Черник "Налоги в рыночной экономике", Москва, "Финансы",2003г.
      9. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

     10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика - (власть и бизнес). Отд. экон. РАН. -М.: Экономика, 2005

     11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: «Соцэкгиз», 1992.

     12. Осадчая И.М. Современное кейнсианство. - М.: «Мысль», 2000

     13. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – М; ФОРУМ:ИНФРА-М.2003.

     14. Экономическая теория: Учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой.- М.: Издательство «Экзамен» , 2005.

     15. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина В.И., Волгина Н.А.;-М:ОАО НПО «Экономика», 2000.

     16. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. - М.:Дело, 2001.

     17. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» - М.: «Владос», 1999

      

     Приложение 1 
 

     

     Рис.1. Экономический смысл снижения налоговых  ставок

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики