Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:12, курсовая работа
Исходя из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:
Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.
Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование экономики…………………………..5
Понятие налога……………………………………………………………9
Основные функции налогов……………………………………..10
Виды налогов……………………………………………………..11
Влияние налогов на экономику…………………………………12
Основные налоговые теории и их современные
интерпретации…………………………………………………………..13
Сущность налогового регулирования…………………………………18
Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики……………………………………....19
Налоги как инструмент государственного
воздействия на решения хозяйствующих
субъектов…………………………………………………………..21
Налоги как инструмент социальной политики.………………..22
Заключение……………………..………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………..26
Приложения………………………………………………………………………..28
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги
в государственном
Задача
государственных бюджетных
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Исторически
возникновение налогов
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Дестимулирующая функция налогообложения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно
назвать также
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые - налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства. Косвенные - налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налоги на прибыль, имущества и т.п. Косвенные же налоги — это налоги на добавленную стоимость, налог с продаж и т.п.
Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода.
Подоходные налоги делятся на три типа:
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
С точки зрения микроэкономики налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.
С
точки зрения макроэкономики снижение
налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Чем меньше налогов
нужно платить, тем больше располагаемого
дохода у домохозяйств для потребления.
Таким образом, растет совокупное потребление,
а, следовательно, и совокупный спрос.
Фирмы воспринимают повышение налогов
как дополнительные издержки, что приводит
к тому, что они сокращают предложение
своего товара. Сокращение предложений
фирм ведет к сокращению совокупного предложения.
Налоговая теория - система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства.
Эволюция
различных налоговых теорий происходила
одновременно с развитием различных
направлений экономической
Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.
Кейнсианская
теория отражает элементы анализа общего
функционирования экономики, обосновывает
важные макроэкономические направления
государственного регулирования. Данная
теория доказывает необходимость создания
“эффективного спроса” как
Дж.
М. Кейнс был сторонником
В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения “эффективного спроса” перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам.
Во-первых,
когда инфляция стала приобретать
хронический характер ввиду изменений
в условиях производства, а не реализации,
стало необходимым такое
Во-вторых,
с развитием экономической
Неоклассическая
теория основывается на преимуществе
свободной конкуренции и
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики