Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26
МИМНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра_______________________
НАУЧНАЯ РАБОТА
на тему: Налоговая
система Республики Беларусь и ее совершенствование
Студент
УЭФ, 2-й курс,
ДЭБ-2
Научный руководитель
канд. экон. наук
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А..................
ВВЕДЕНИЕ
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного. Например, известный русский экономист И.Янжул (1846) давал следующее определение налога - «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек». Похожей точки зрения придерживался и другой известный русский ученый – Н.Тургенев (1789), который утверждал, что налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов. Соответственно, можно предположить, что и непосредственное возникновение налога, формирование его как инструмента, прежде всего, государственной экономической политики связано с возникновением такого социально-политического образования как государство. Однако в действительности прообразы будущих налогов, как инструментов с помощью которых общество воздействует на индивидуума, возникли достаточно давно и могли представлять собой долю (часть), а порой и всю добычу охотников, которая поступала, так сказать, в общий котел, после чего, сначала равномерно, а в последствии в соответствии с занимаемым в племенной иерархии положением, распределялась между членами сообщества исходя из его текущих или будущих потребностей. Тем не менее, наиболее ярко процесс введения налогов и механизм понуждения к исполнению налоговых обязательств проявились в процесс формирования и развития именно государственной формы устройства общества.
Таким
образом, изучение истории возникновения,
развития и применения налогов не
только познавательно, но и достаточно
поучительно и весьма актуально
на любом этапе развития общества. В особенной
степени это относится к развитию экономики
хотя и относительно, но все же нового
государственного образования на политической
карте современной Европы – Республики
Беларусь. Длительный период нахождения
в составе Российской империи, а затем
СССР не способствовал не только становлению
и развитию, но и самому возникновению
национальных принципов налоговой политики,
а многолетнее существование в рамках
социалистического государства, когда
в целях последующего перераспределения
у производителя изымалась не часть, а
весь прибавочный продукт, самым существенным
образом осложнило процесс перехода молодой
национальной экономики от ее собирательно-
Таким образом, в последующих главах настоящего исследования мы рассмотрим основные характеристика налогов, их сущность, принципы и основные виды, а так же перспективы и основные направления развития национальной налоговой политики.
1 Социально-экономическая
сущность налогов в
современной экономике
Существование любого современного государства неразрывно связано с
Налогами, поэтому каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Например, в российском законодательстве заложен следующий принцип: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[1]
Налоги играют важнейшую роль
среди государственных
В экономике под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]
В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной или сбором. В частности, согласно национальному законодательству, под сбором понимается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Принято выделять пять следующих функций налогов:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов
(фискальная функция);
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
3. Поддержание социального
4. Стимулирующая функция;
5. Контрольная функция.
Рассмотрим их несколько подробнее. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др. Поэтому, налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Функция государственного регулирования экономики (регулирующая функция) играет не менее важную роль, без нее в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, обойтись нельзя. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика, поэтому представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Соответственно и развитие рыночной экономики, ее стимулирование обеспечивается финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений, дотаций и т.п. Конечно, как мы уже отметили выше, центральное место в этом комплексе экономических методов занимают именно налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов обеспечивает социальную стабильность общества. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение общих народнохозяйственных проблем, и прежде всего, социальных. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли не только предприятий и предпринимателей, но и доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Последние события в мировой экономике (мировой финансовый кризис, дефицит продовольственных продуктов, особенно экологически чистых) обуславливает направление значительных средств из бюджета на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики государства и жизни его населения. В связи с этим и вошло в международный политический и экономический словари такой специфическое понятие как продовольственная безопасность, характеризуемое способностью государства за счет именно собственных производительных сил обеспечить свое население основными продуктами питания.
Сущность очередной функции - контрольной состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление этой функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление достаточно частое.
Однако приведенное разграничение
функций налоговой системы
носит весьма условный характер, так
как все они переплетаются и реализуются
единовременно.
2 Налоговая система в Республике Беларусь
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая
является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики.
Налоговые системы стран, как правило, складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий и различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д. К основным задачам налоговой системы можно отнести следующие - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ и др.
Основы налоговой системы РБ были сформированы в 1992 г. в условиях сложного социально экономического периода развития государства, выразившегося в разрыве экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, предприятиями и организациями, обширной гиперинфляции, товарного дефицита и социальной нестабильности общества. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и поэтому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его (фискального характера) осуществления.
С
1992г. по настоящее время устойчивой практикой
являются многочисленные корректировки
налогового законодательства, которые
несколько не только часто снижают уровень
налоговых изъятий, но и принципиально
не улучшают саму налоговую систему, которая
усложняется множеством инструктивных
указателей, требований, разъяснений.
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь
Основные принципы налогообложения в РБ закреплены в части первой статьи 2 Налогового кодекса Республики Беларусь, которые заключаются в следующем:
1.Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин), иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента.
2.Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
3.Налогообложение
в Республике Беларусь
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование