Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26
4.Допускается
установление особых видов
5.Не
допускается установление
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь
В зависимости от различных признаков налоги и сборы делятся на следующие группы:
1. По органу, осуществляющему взимание налогов, сборов, отчислений и распоряжению ими на – общегосударственные, местные и внебюджетные.
1.1. В Республике Беларусь установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:
1.2. Перечень местных налогов и сборов доводится до местных советов, которые затем самостоятельно определяют базу, объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков. Порядок исчисления и сроки уплаты, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Учет поступающих местных налогов и сборов, контроль над правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью отчисления осуществляют налоговые органы в соответствии с Законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Налоговым кодексом Республики Беларусь установлены следующие виды местных налогов и сборов:
- налог на услуги;
- налог за владение собаками;
- сбор на развитие территорий;
- курортный сбор;
- сбор
с заготовителей;
2. По
фактическому плательщику
- во Франции – 38-42 % ;
- в Англии – 58-62%;
- в США – 52-56%;
- в РБ – 24-30%.
К РБ реальным прямым налогам относятся налог на недвижимость, земельный налог (в т.ч. и для физических лиц) и др.
Кроме того, налоги обладают и косвенной
характеристикой, если
они включаются в издержки (себестоимость
продукции) или цену товара, работ и услуг,
а после их реализации выплачиваются из
выручки, полученной от реализации продукции,
работ и услуг. Соответственно, налоги
и отчисления, которые включаются в цену
товара и тем самым увеличивают ее величину,
а после его реализации выплачиваются
из полученной выручки, называют косвенными.
3. По характеру ставок налоги бывают:
4. По способу формирования
Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам рассмотренным выше, представлена в табл. 2.1 ( см. приложение А).
Состав
и размещение налогов и сборов,
уплачиваемых юридическими лицами в Республике
Беларусь, представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Состав
и размещение налогов и сборов, уплачиваемых
юридическими лицами в Республике Беларусь
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (валовой доход) | Издержки производства | Прибыль |
1 | 2 | 3 |
НАЛОГИ | НАЛОГИ | НАЛОГИ |
Акцизы
НДС Налог на продажу винно-водочных и табачных изделий |
Платежи на землю
Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) Государственная пошлина Сбор за проезд автотранспортных средств по автодорогам общего пользования Таможенные пошлины |
На недвижимость
На прибыль На доходы от дивидендов |
СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ | СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ | СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ |
1 | 2 | 3 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||
1 | 2 | 3 |
Уплачиваемые
по общему нормативу в местный целевой
бюджетный фонд
Сбор за услуги |
В фонд социальной
защиты населения
В централизованные инновационные фонды |
Транспортный
сбор
Другие отчисления, поступающие в местный бюджет |
Примечание –
Источник: [4, c. 115]; [7]
2.3
Налоговая нагрузка
и ее влияние на экономику
Республики Беларусь
Современная
теория налогов является развитой отраслью
экономической науки, широко использующей
экономико-математические методы. В
основе моделей оптимизации налогов
и определения предельного
Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя на выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.
Рассматривая
налоговые поступления как
Ставка налога (налоговых изъятий)
100 %
m ---------------------------- М
Рисунок 2.1 – Общая сумма налоговых поступлений «Кривая Лаффера».
Примечание
– Источник : [6, с.237].
где, m – ставка налога, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет;
М – максимальный уровень налоговых
поступлений в государственный бюджет.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:
во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);
во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства;
в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.
В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, – 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 – 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала – к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства.
Вместе
с тем для оценки оптимального
уровня налоговых изъятий, позволяющего
обеспечить необходимые поступления
в бюджет, не оказывая при этом сдерживающего
влияния на развитие экономики, необходимо
наряду с ориентацией на вышеуказанные
общие теоретические посылки учитывать
уровень экономического развития государства
и масштабы его социальной ориентации.
Об этом наглядно свидетельствуют данные
о существенных колебаниях уровня налоговой
нагрузки в различных странах (табл. 2.3).
Таблица
2.3 – Сведения об уровне налоговой нагрузки
различных государств
Государство |
Налоговая нагрузка, в % к ВВП |
Швеция |
55,3 |
Дания | 52,1 |
Нидерланды | 48,2 |
Франция | 44,4 |
Австрия | 41,9 |
Германия | 37,4 |
Великобритания | 37,3 |
Италия | 37,1 |
Канада | 34,0 |
Япония | 31,3 |
США | 29,8 |
Эстония | 36,4 |
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование