Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа

Описание

В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

    4.Допускается   установление особых видов таможенных  пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством.

    5.Не  допускается установление налогов,  сборов (пошлин) и льгот по их  уплате:

  • наносящих ущерб национальной безопасности РБ;
  • наносящих ущерб политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;
  • наносящих ущерб ее территориальной целостности;
  • ограничивающих свободное перемещение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;
  • создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
 

2.2 Налогообложение в Республике Беларусь

   В зависимости от различных признаков налоги  и сборы делятся на следующие группы:

1. По  органу, осуществляющему взимание  налогов, сборов, отчислений и распоряжению ими на – общегосударственные, местные и внебюджетные.

   1.1. В Республике Беларусь установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

  • налог на добавленную стоимость и акцизы на товары, ввозимые на таможенную территорию РБ;
  • налог на добавленную стоимость на товары (работы. услуги), производимые на территории РБ, за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска, в установленных размерах (НДС);
  • акцизы на товары, за исключением акцизов на отдельные товары, отчисления по которым передаются в бюджеты областей и г. Минска, в размерах, предусмотренных законом о бюджете, и акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска;
  • налог на прибыль и доходы юридических лиц, за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска, в установленных размерах;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • другие налоговые платежи.
 

   1.2. Перечень местных налогов и  сборов доводится до местных советов, которые затем самостоятельно определяют базу, объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков. Порядок исчисления и сроки уплаты, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Учет поступающих местных налогов и сборов, контроль над правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью отчисления осуществляют налоговые органы в соответствии с Законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Налоговым кодексом Республики Беларусь установлены следующие виды местных налогов и сборов:

- налог  на услуги;

- налог  за владение собаками;

- сбор  на развитие территорий;

- курортный  сбор;

- сбор  с заготовителей; 

2. По  фактическому плательщику налоги  делятся на прямые и косвенные. Так, прямые налоги каждый субъект налогообложения платит лично. Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход), что приводит к уменьшению распределяемой (изымаемой) прибыли (дохода). В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на личные и реальные. У личных прямых налогов объект обложения и  источник выплаты совпадают (ими является прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета (площадь земельного участка, стоимость фондов и др.). В настоящее время, в мировой экономике роль прямых налогов достаточно велика. Так, например, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты отдельных государств составляет:

- во Франции – 38-42 % ;

- в Англии – 58-62%;

- в США – 52-56%;

- в РБ – 24-30%.

    К РБ реальным прямым налогам относятся налог на недвижимость, земельный налог (в т.ч. и для физических лиц) и др.

     Кроме того, налоги обладают и косвенной характеристикой, если они включаются в  издержки (себестоимость продукции) или цену товара, работ и услуг, а после их реализации выплачиваются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг. Соответственно, налоги и отчисления, которые включаются в цену товара и тем самым увеличивают ее величину, а после его реализации выплачиваются из полученной выручки, называют косвенными. 

    3. По характеру ставок налоги  бывают:

  • пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).
  • регрессивные налоги проявляют себя по тому признаку, какую часть дохода физические лица отдают в бюджет при покупке одинакового товара. При этом при совершении одной и той же покупки у малообеспеченных слоев населения изымается большая доля дохода, чем у высокообеспеченных.
 

   4. По способу формирования источника  выплаты налога различают:

  • налоги и неналоговые платежи. Относимые на издержки производства (обращения), включаемые в себестоимость;
  • косвенные налоги – налоги и отчисления, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки после реализации продукции товара, работ, услуг;
  • налоги, выплачиваемые из балансовой прибыли
  • налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли);
  • налоги и отчисления выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).
 

    Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам рассмотренным выше, представлена в табл. 2.1 ( см. приложение А).

Состав  и размещение налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами в Республике Беларусь, представлен в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 – Состав и размещение налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами в Республике Беларусь 

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (валовой  доход) Издержки производства Прибыль
1 2 3
НАЛОГИ НАЛОГИ НАЛОГИ
Акцизы

НДС

Налог на продажу  винно-водочных и табачных изделий

Платежи на землю

Налог за пользование  природными ресурсами (экологический  налог)

Государственная пошлина

Сбор за проезд автотранспортных средств по автодорогам общего пользования

Таможенные пошлины

На недвижимость

На прибыль

На доходы от дивидендов

СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ СБОРЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ
1 2 3
Продолжение таблицы 2.2
1 2 3
Уплачиваемые  по общему нормативу в местный целевой бюджетный фонд

Сбор за услуги

В фонд социальной защиты населения

В централизованные инновационные фонды

Транспортный  сбор

Другие отчисления, поступающие в местный бюджет

Примечание –  Источник: [4, c. 115]; [7] 

2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь  

     Современная теория налогов является развитой отраслью экономической науки, широко использующей экономико-математические методы. В  основе моделей оптимизации налогов  и определения предельного уровня налоговой нагрузки лежит теория Лаффера, сущность которой заключается в следующем: чем выше налоговые ставки, тем сильнее побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов.

     Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя на выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.

     Рассматривая  налоговые поступления как продукт  налоговой ставки и налоговой  базы, Лаффер проследил графическую  зависимость между ними (рис. 2.1).

 

      Ставка налога (налоговых изъятий)

                       100 %

                                                                     

                              m  ---------------------------- М  

                                    

         

      

                                 

                                 О                                             Т

                                                                             Налоговые поступления 

     Рисунок 2.1 – Общая сумма налоговых поступлений «Кривая Лаффера».

     Примечание  – Источник : [6, с.237]. 
 
 

     где, m – ставка налога, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет;

           М – максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет. 

     По  мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:

     во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи  со снижением масштаба уклонения  и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);

     во-вторых, обеспечивает расширение налоговой  базы вследствие увеличения предложения  рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства;

     в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.

     В соответствии с рассматриваемой  теорией оптимальная ставка для  изъятия налогов в бюджет, в  границах которой происходит рост налоговых поступлений, – 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 – 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала – к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства.

     Вместе  с тем для оценки оптимального уровня налоговых изъятий, позволяющего обеспечить необходимые поступления  в бюджет, не оказывая при этом сдерживающего влияния на развитие экономики, необходимо наряду с ориентацией на вышеуказанные общие теоретические посылки учитывать уровень экономического развития государства и масштабы его социальной ориентации. Об этом наглядно свидетельствуют данные о существенных колебаниях уровня налоговой нагрузки в различных странах (табл. 2.3). 

Таблица 2.3 – Сведения об уровне налоговой нагрузки различных государств 

     Государство

     Налоговая нагрузка, в % к  ВВП

     Швеция

     55,3
     Дания      52,1
     Нидерланды      48,2
     Франция      44,4
     Австрия      41,9
     Германия      37,4
     Великобритания      37,3
     Италия      37,1
     Канада      34,0
     Япония      31,3
     США      29,8
     Эстония      36,4

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование