Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26
В связи с этим, с 2006г. работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела достаточно активный характер. В целях выполнения поручения Главы государства по радикальному упрощению налоговой системы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2006 N 741 была создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, основной задачей которой является выработка предложений стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой политики, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также принятие реальных мер по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки на экономику.
В результате ее работы были выработаны предложения по совершенствованию налогового законодательства, которые направлены, прежде всего на упрощение как налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.
В целях дополнительного придания налоговым законам характера законодательных актов прямого действия и обеспечения на этой основе более простого, четкого и стабильного регулирования соответствующих вопросов налогообложения с 1 января 2007 г. в законы были включены нормы, установленные инструктивными документами Министерства по налогам и сборам и иными подзаконными актами. В наибольшей степени такие дополнения были внесены в Законы Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и "О налогах на доходы и прибыль".
В
результате количество нормативных
правовых актов Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь сокращено
на 87. Работа в этом направлении завершилась
в полном объеме с принятием с 1 января
2010 года Особенной части Налогового кодекса
Республики Беларусь.
Совершенствование налоговой системы РБ продолжает идти по пути снижения налоговой нагрузки на экономику. Так в 2011 году она уменьшится на 0,4 процентного пункта к ВВП, или на Br 700 млрд.
Таким образом, за период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
В 2010 году отменены 4 налоговых платежа:
Завершена
кодификация налогового законодательства
Республики Беларусь и с 1 января 2010 года
введена в действие Особенная часть Налогового
кодекса. В Особенной части Налогового
кодекса налоговая система Республики
Беларусь включает 30 налогов, сборов (пошлин)
и особых режимов налогообложения.
С 2011 года в направлении совершенствования налоговой системы РБ планируется :
Все
эти инновации позволят либерализировать
налоговую систему Беларуси, привести
ее в соответствие с международными
стандартами.
Наряду с этим, развитие налоговой системы связано и с внедрением современных технологий (клиент-серверные платформы, удаленный доступ, интернет-доступ и т.д.), которые позволяют организовать работу с плательщиками, основанную на применении безбумажной технологии с использованием электронных документов, обеспечит взаимодействие с органами государственного управления по принципу "одного окна".
В рамках создания электронной системы, обмена информацией между налоговыми органами Республики Беларусь и Российской Федерации об уплате косвенных налогов (ЭС НДС) в течение 2005 - 2006 гг. Министерство по налогам и сборам уже осуществило такое взаимодействие с плательщиками.
Наряду с этим с 2009 года начал осуществляться и постепенный переход на всеобщее электронное декларирование, в связи с чем плательщику предоставляется возможность сдачи текущих налоговых деклараций по электронной почте.
Электронное декларирование призвано улучшить систему учета налогов, повысить оперативность сбора, обработки информации и в целом эффективность работы сотрудников налоговых органов по взаимодействию с плательщиками.
Пользователями системы электронного декларирования смогут стать все плательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, желающие использовать электронный способ подачи деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) (далее - налоговая декларация) в налоговые органы.
В программе содержатся все налоговые декларации: как действующие, так и отмененные. Если плательщиком обнаружена ошибка за прошлые годы (начиная с 2009 г.) по налогам, которые на текущий момент уже отменены, программа дает возможность заполнить и отправить уточненную налоговую декларацию по отмененному налогу.
Во
многом программа помогает плательщику
правильно заполнить
Порядок представления, приема и обработки налоговых деклараций и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации в виде электронного документа, подробно изложен в Инструкции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. N 128 "О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа".
Уведомление о результате приема электронной налоговой декларации на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь плательщик получает сразу после отправки. Не позднее следующего рабочего дня после отправки электронной налоговой декларации плательщик должен получить с портала уведомление от налогового органа по месту постановки на учет, подтверждающее ее прием. Оба уведомления содержат ЭЦП: портала и инспектора, принявшего электронную налоговую декларацию.
Принцип электронного декларирования позволяет сократить затраты рабочего времени плательщика на подготовку налоговых деклараций, упрощает взаимодействие плательщиков с налоговыми органами, сокращает бумажный документооборот, а также трудовые затраты работников налоговых органов на ввод налоговых деклараций в информационную систему Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Плательщики, подключившиеся к электронному декларированию, имеют ряд преимуществ: декларацию в электронном виде можно отправить в любое время суток и в любую погоду, будучи в отпуске на берегу моря или в командировке. Единственное условие - наличие компьютера (ноутбука) с установленным программным обеспечением и выходом в Интернет.
Налоговыми органами систематически проводится работа, направленная не только на упрощение системы налогообложения в республике, но и на развитие новых форм общения с плательщиками. В текущем году планируется добавить в разработанный программный комплекс по электронному декларированию возможность направления в налоговую инспекцию запроса на предоставление определенных видов справок и получение этих справок также в электронном виде.
Все
эти мероприятия направлены на достижение
максимально эффективного взаимодействия
плательщиков и налоговых органов,
сокращение времени и трудозатрат,
ускорение документооборота и обмена
информацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работе нами рассмотрены основные вопросы, связанные с историей возникновения и формирования налоговой системы государства. Приведен понятийный аппарат, используемый в данном разделе экономики, а также рассмотрены сущность и основные функции налогов. Кратко проанализирована налоговая система Республики Беларусь и ее основополагающие платежи. В заключение представлены основные направления развития налоговой системы Республики Беларусь, закрепленные в программных документах государства, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами, а так же практические формы реализации программы по развитию налоговой системы страны.
Работа содержит аналитический материал, показывающий значение налогов, и их влияние на состояние экономики государства.
Безусловно, и на данном историческом этапе, налоги, налоговая система любого государства, в том числе и Республики Беларусь, продолжает оставаться важнейшим инструментом государственной политики. Данное обстоятельство обуславливает необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании налоговой системы государства, которое проявляется также и в том, что вопросы изучения налоговых систем уже достаточно давно выделились во вполне самостоятельную область научных исследований – в виде теории налогов. Однако единого мнения о том, какой должна быть налоговая система, среди экономистов по-прежнему нет. Поэтому в качестве основной цели совершенствования налоговой системы на данном этапе рассматривается возможность достижения баланса интересов государства и бизнеса, что позволит обеспечить экономический прогресс экономики государства в целом. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, одна из которых заключается в поиске все новых путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Поэтому основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь провозглашен принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Тем не менее, все большее количество экономистов приходят к выводу, что пути совершенствования налоговой системы связаны во-первых, с разработкой принципиально новой концепцией налогообложения, в которой будет предусмотрено:
- последовательное, существенное, обоснованное экономическими расчетами снижение налоговой нагрузки в течение 3-5 лет. Такой небольшой срок объясняется ситуацией на современных рынках и реальным состоянием отечественной экономики. Производители получат возможность накопить и использовать значительные средства для своего развития, а рост доходов государства будет происходить за счет роста бизнеса и налогооблагаемой базы;
- сокращение количества взимаемых налогов и сборов путем объединения налогов, рассчитываемых от одной базы (выручки, прибыли, заработной платы). Нужно упростить сами расчеты. Фактически и сегодня путем несложных арифметических действий можно получить единую ставку налогов и сборов из прибыли. Точно так же можно определить одну ставку оборотных налогов и ставку отчислений из зарплаты. При этом налогоплательщики будут платить три налога от трех разных баз, а распределением поступающих в бюджет средств должны заниматься органы госуправления. Целесообразно свести к минимуму местные налоги и сборы, обеспечив формирование местных бюджетов из республиканского, и пересмотреть весь перечень налогов и сборов с устранением тех из них, которые незначительны по суммам, но требуют затрат по начислению и уплате;
- снижение ставок и доли косвенных налогов. Потери бюджета должны быть компенсированы ростом поступлений прямых налогов
- оптимизация системы налоговых льгот, обеспечивающей стимулирование роста производственного потенциала предприятий, внедрение достижений научно-технического прогресса, разработку и освоение производства конкурентоспособной продукции, решение социальных задач.
- максимальная простота расчета налогов. Но просто - не значит примитивно. Учесть все многообразие хозяйственной деятельности вряд ли возможно, но налогоплательщики вправе ожидать от разработчиков хотя бы единого толкования положений нормативных правовых актов. Это исключит возможность непреднамеренных ошибок. Кроме того, специалисты предприятий, освободившись от трудоемких расчетов, смогут больше уделять внимания налоговому планированию, оптимизации затрат.
- освобождение налогоплательщиков от несвойственных им контрольных функций (проверка уплаты НДС партнерами, контроль за действительностью бланков первичных документов контрагентов и др.). Эту работу должны полностью взять на себя соответствующие госорганы.
Кроме того, нельзя допускать ущемления
экономических интересов предприятий
во взаиморасчетах с бюджетом. Это касается
"зависания" средств налогоплательщиков
в расчетах по НДС, возврата сумм переплаты
по другим налогам и платежам.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование