Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа

Описание

В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     Примечание  – Источник : таблица составлена самостоятельно. 

     Общеизвестно, что главной отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран является его тесная взаимосвязь  со структурой экономики, реально складывающимися  экономическими пропорциями, а также  ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.

     Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую  направленность. Либо мы ставим во главу  угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

     Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

     С другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства. Это подтверждается результатами проводимых исследований динамики макроэкономических показателей в развитых государствах.

     Так, в 70-е гг. французский экономист  Марседен, проанализировав связь  между налогами и экономическим  ростом по данным 20 стран, пришел к выводу о том, что в государствах с  низкими налогами (в 10 из обследуемых) уровень экономического роста был несоизмеримо выше. Более того, быстрее росли занятость, капиталовложения, производительность труда, в том числе и на государственных предприятиях.

     Экономист Далласского университета Скалли, рассмотрев зависимость между налоговыми ставками и экономическим ростом в 103 странах, сделал аналогичные выводы. Кроме того, Скалли исследовал влияние высоких налогов на личные доходы населения. Он пришел к выводу о том, что высокий уровень налогообложения приводит к разрушительным последствиям. В частности, Скалли подсчитал, что в настоящее время при высоких ставках налогов люди будут платить около 700 долл. в виде налогов и дополнительно терять еще больше – 778 долл. из-за падения экономического роста под влиянием налогов, счоответственно, политика жесткого налогообложения накладывает на граждан дополнительный налог, связанный с падением экономического роста. 

    Таким образом, эффективность функционирования налоговой системы выражается через показатели налоговой нагрузки, которые являются важными экономическими индикаторами, характеризующими состояние налоговой системы страны и ее экономики. Современная финансовая наука для оценки величины налогового давления оперирует следующими основными показателями:

    - уровень централизации финансовых ресурсов государства;

    - налоговая нагрузка на экономику.

    Так, например, по итогам работы за 2006 год уровень централизации, представляющий собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП), составил 48,3 процента и по сравнению с 2005 годом существенно не изменился.

    Величина  налоговой нагрузки на экономику, характеризующая  долю налогов и платежей в целевые  бюджетные фонды в ВВП с  учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – ФСЗН) составила 38,1 процента и по сравнению с 2007 годом снизилась на 9,2 процентных пункта, основные данные по этому сегменту представлены в таблице 1.  

Таблица 2.4 Информация об уровне налоговой нагрузки за 2007-2008 гг. 

Наименование показателя 2007 год 2008 год отклонение,

(+/-)

Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП 47,3 38,1 -9,2
Налоговая нагрузка без учета отчислений в ФСЗН, в % к ВВП 35,6 26,8 -8,8
Косвенные налоги, в % к ВВП 16,5 9,2 -7,3
Прямые  налоги, в % к ВВП 9,3 5,3 -4
Отчисления  в ФСЗН, в % к ВВП 11,7 11,3 -0,4

    Примечание  – Источник : [11] 

    С наибольшей силой на экономику Беларуси давят косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы. В 2007 году их удельный вес в ВВП составил 16,5%, что больше, чем в 2008-м на 7,3%. 
За счет НДС сформировано 53,4% всех косвенных доходных источников, — снижение удельного веса в ВВП на 7,3% — до 9,2%.  
Доля акцизов в ВВП снизилась на 0,3%, составив 2,9%.

      
       Вторые по силе прессинга — прямые налоги, в составе которых налоги на прибыль и доходы, налог на прибыль.

    Удельный  вес прямых налогов в белорусском ВВП по сравнению с 2007 годом снизился на 4%, составив 5,3%.

    Львиную долю внешнеэкономических доходов  составляют таможенные пошлины, общий рост которых в значительной степени связан с повышением ставок таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до российского уровня.  
 

 

3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь  

    Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. N 1475, с изменениями и дополнениями, определены основные направления развития бюджетно-налоговой политики. Так, определено, что основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая политика направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для стабильного экономического роста и позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

    Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из:

    - необходимости существенного упрощения налоговой системы;

    - поэтапного снижения налоговой нагрузки;

    - качественного улучшения налогового администрирования;

    - повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

    Справедливость  и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.

    Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

    Реализация  бюджетной политики в 2006 - 2015 годах  будет осуществляться путем оптимизации  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов.

    Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

    Повышение эффективности использования бюджетных  средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему  прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

    Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным  формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

    Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран.

    Упорядочение  государственной поддержки реального  сектора экономики будет реализовано  за счет оптимизации ее форм и сокращения объема.

    Снижение  налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и  закрепления доходных источников и  расходных полномочий за каждым уровнем  бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.

    Органы  местного управления и самоуправления получат возможность планировать  бюджет на перспективу, более рационально  расходовать его средства для  выполнения программ экономического и  социального развития территорий, что  должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

    Важным  направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста.

    Уровень внутреннего и внешнего долга  останется в пределах финансовой безопасности и законодательных  ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней.

    Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.

    В результате реализации предложенных направлений  будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной  системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

    Более детально, пути развития и совершенствования  налоговой системы были представлены общественности Министром по налогам  и сборам Республики Беларусь А.Дейко. В частности ей отмечалось, что в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся в течение последних трех столетий наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.

    Исходя  из этого для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила бы выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступлений налогов в государственную казну.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование