Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, научная работа
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов – сказал как-то Б.Франклин, которого, кроме того, что это один из президентов США, мы знаем по его изображению на 100-долларовой купюре. Однако нынче в моде несколько иной слоган – «заплатил налоги, можешь спать спокойно!», который весьма определенно подчеркивает как важность самих налогов, так и ответственность за их своевременную уплату. В настоящее время под налогом общепринято понимать принудительное изымание государством или местными властями средств с физических и юридических лиц, необходимых для осуществления государством своих функций, однако и ранее толкование понятия налога не сильно отличалось от современного.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-экономическая сущность налогов в современной экономике 5
2 Налоговая система в Республике Беларусь 8
2.1 Принципы налогообложения в Республике Беларусь 8
2.2 Налогообложение в Республике Беларусь 9
2.3 Налоговая нагрузка и ее влияние на экономику Республики Беларусь 12
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................26
Примечание
– Источник : таблица составлена
самостоятельно.
Общеизвестно,
что главной отличительной
Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.
С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства. Это подтверждается результатами проводимых исследований динамики макроэкономических показателей в развитых государствах.
Так, в 70-е гг. французский экономист Марседен, проанализировав связь между налогами и экономическим ростом по данным 20 стран, пришел к выводу о том, что в государствах с низкими налогами (в 10 из обследуемых) уровень экономического роста был несоизмеримо выше. Более того, быстрее росли занятость, капиталовложения, производительность труда, в том числе и на государственных предприятиях.
Экономист
Далласского университета Скалли, рассмотрев
зависимость между налоговыми ставками
и экономическим ростом в 103 странах, сделал
аналогичные выводы. Кроме того, Скалли
исследовал влияние высоких налогов на
личные доходы населения. Он пришел к выводу
о том, что высокий уровень налогообложения
приводит к разрушительным последствиям.
В частности, Скалли подсчитал, что в настоящее
время при высоких ставках налогов люди
будут платить около 700 долл. в виде налогов
и дополнительно терять еще больше – 778
долл. из-за падения экономического роста
под влиянием налогов, счоответственно,
политика жесткого налогообложения накладывает
на граждан дополнительный налог, связанный
с падением экономического роста.
Таким образом, эффективность функционирования налоговой системы выражается через показатели налоговой нагрузки, которые являются важными экономическими индикаторами, характеризующими состояние налоговой системы страны и ее экономики. Современная финансовая наука для оценки величины налогового давления оперирует следующими основными показателями:
- уровень централизации финансовых ресурсов государства;
- налоговая нагрузка на экономику.
Так, например, по итогам работы за 2006 год уровень централизации, представляющий собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП), составил 48,3 процента и по сравнению с 2005 годом существенно не изменился.
Величина
налоговой нагрузки на экономику, характеризующая
долю налогов и платежей в целевые
бюджетные фонды в ВВП с
учетом отчислений в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты (далее – ФСЗН) составила 38,1 процента
и по сравнению с 2007 годом снизилась на
9,2 процентных пункта, основные данные
по этому сегменту представлены в таблице
1.
Таблица 2.4 Информация
об уровне налоговой нагрузки за 2007-2008
гг.
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | отклонение,
(+/-) |
Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП | 47,3 | 38,1 | -9,2 |
Налоговая нагрузка без учета отчислений в ФСЗН, в % к ВВП | 35,6 | 26,8 | -8,8 |
Косвенные налоги, в % к ВВП | 16,5 | 9,2 | -7,3 |
Прямые налоги, в % к ВВП | 9,3 | 5,3 | -4 |
Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП | 11,7 | 11,3 | -0,4 |
Примечание
– Источник : [11]
С наибольшей
силой на экономику Беларуси давят косвенные
налоги: налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы. В 2007 году их удельный вес
в ВВП составил 16,5%, что больше, чем в 2008-м
на 7,3%.
За счет НДС сформировано 53,4% всех косвенных
доходных источников, — снижение удельного
веса в ВВП на 7,3% — до 9,2%.
Доля акцизов в ВВП снизилась на 0,3%, составив
2,9%.
Вторые по силе прессинга
— прямые налоги, в составе которых налоги
на прибыль и доходы, налог на прибыль.
Удельный вес прямых налогов в белорусском ВВП по сравнению с 2007 годом снизился на 4%, составив 5,3%.
Львиную
долю внешнеэкономических доходов
составляют таможенные пошлины, общий
рост которых в значительной степени связан
с повышением ставок таможенных пошлин
на нефть и нефтепродукты до российского
уровня.
3 Пути совершенствования
налоговой системы в
Республике Беларусь
Основными
направлениями социально-
Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из:
- необходимости существенного упрощения налоговой системы;
- поэтапного снижения налоговой нагрузки;
- качественного улучшения налогового администрирования;
- повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.
Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.
Реализация
бюджетной политики в 2006 - 2015 годах
будет осуществляться путем оптимизации
государственных обязательств, повышения
эффективности и
Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.
Повышение
эффективности использования
Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.
Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран.
Упорядочение
государственной поддержки
Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.
Органы
местного управления и самоуправления
получат возможность
Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста.
Уровень
внутреннего и внешнего долга
останется в пределах финансовой
безопасности и законодательных
ограничений при повышении
Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.
В результате реализации предложенных направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.
Более детально, пути развития и совершенствования налоговой системы были представлены общественности Министром по налогам и сборам Республики Беларусь А.Дейко. В частности ей отмечалось, что в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся в течение последних трех столетий наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.
Исходя из этого для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила бы выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступлений налогов в государственную казну.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование