Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное
внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно
решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях
рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения
развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и
тенденции их развития.
Введение
1. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях
рыночной экономики...........................................................с.4
2. Налоговая политика государства............................................с.7
3. Налоговая система в рыночной экономике.
3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения..........с.9
3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной
экономикой...................................................................
..................................с.13
3.3 Основные виды и группы налогов.........................................с.19
3.4 Основные виды налогов субъектов Федерации...............................с.26
Заключение..................................................................с.28
Список литературы..........................................................с.30
законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки,
способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе,
которая тесно
связана с деятельностью
Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы
налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики
государства.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в
области налогов и является составной частью финансовой политики.
Налоговая политика строится государством по определённому типу. Можно
выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:
- политика максимальных
налогов, характеризующихся
можно»;
- политика разумных налогов, способствующих максимальному развитию
предпринимательства;
- политика, предусматривающая
достаточно высокий уровень
значительной социальной защите населения.
Последний тип налоговой политики лёг в основу созданной в Российской
Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений.
Однако, реализация принципов российской налоговой системы способствовала
стагнации экономики и, как следствие, сокращению социальной защиты
населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная,
инфляционно ориентированная
система налогообложения
более отвечает первому типу – «взять всё, что можно».
Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за
собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества.
Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства.
В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ
хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой
политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента
мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе
хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления
экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения
сегодня в гораздо большей степени, чем прежде зависит развитие национальной
экономики.
3. Налоговая система в рыночной экономике.
3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения
Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным
образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов,
взимание которых
предусмотрено налоговым
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж
– 36), А ПО НАЛОГОВОМУ Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании
налога на недвижимость и того меньше – 25).
В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных
элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно
представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой
более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является
налоговая система.
Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах
систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в
сфере налогообложения.
Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:
- систему налогов и сборов РФ;
- систему налоговых правоотношений;
- систему участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовую базу сферы налогообложения.
Ныне действующая в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система
страны представлена схемой (приложение 1).
Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в
разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к
итогу [1]:
Налоги на личные
доходы........................
Налоги на прибыль
корпораций....................
Социальные взносы........................
Налог на добавленную
стоимость.....................
Таможенные пошлины............
Прочие налоги
и налоговые поступления...................
В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.
Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение
нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать
фискально-
предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную
часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90%
доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы,
как минимум, не
подрывать стимулы к
деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению
подобных стимулов.
Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней.
Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328
трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых
доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от
всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%)
[4].
По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в
формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам,
налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их
долю приходится
¾ всех поступлений в
Российской системе государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности
трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и
развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается
как на традиционных
принципах и методах
на рыночно
ориентированных налоговых
развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. представляет
собой типичный пример такого конгломерата. Механизм реализации принципов её
функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).
В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой
системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные
налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является
налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются
в целях финансового
развития общества.
3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических,
этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство
и налоговую систему РФ.
5) Не допускается
устанавливать дополнительные
дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм
собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства
физического лица, а также от государства, региона или географического места
происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение 2.
Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного
периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской
налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на
традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе
России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений.
3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой
Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой
рыночной экономикой.
Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех
налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт
(ВНП). Доля всех
налогов в ВНП достигает
развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила (в %):
- в США – 30;
- в Японии – 26-31;
- в Германии – 38%;
- во Франции – 42-45;
- в Австралии – 30;
- в Швеции – 50-60;
- в Англии – 37-38;
- в Италии – 33-41;
- в Канаде – 33-37; [11]
Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.
Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов.
Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.
На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога:
индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на
имущество.
На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых
налога:
- налог на прибыль;
- налог на собственность.
Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения –
распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в
бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных
государствах – центральный) бюджет.