Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное
внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно
решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях
рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения
развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и
тенденции их развития.

Содержание

Введение
1. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях
рыночной экономики...........................................................с.4
2. Налоговая политика государства............................................с.7
3. Налоговая система в рыночной экономике.
3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения..........с.9
3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной
экономикой...................................................................
..................................с.13
3.3 Основные виды и группы налогов.........................................с.19
3.4 Основные виды налогов субъектов Федерации...............................с.26
Заключение..................................................................с.28
Список литературы..........................................................с.30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

законодательства. Налоговая политика и налоговый  механизм (налоговые ставки,

способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов  в обществе,

которая тесно  связана с деятельностью государства.

     Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы

налогообложения и принципы управления ею образуют предмет  налоговой политики

государства.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий  государства в

области налогов  и является составной частью финансовой политики.

Налоговая политика строится государством по определённому  типу. Можно

выделить три  типа, успешно сочитающихся между  собой:

- политика максимальных  налогов, характеризующихся принципом  «взять всё, что

можно»;

- политика разумных  налогов, способствующих максимальному развитию

предпринимательства;

- политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения  при

значительной  социальной защите населения.

Последний тип  налоговой политики лёг в основу созданной в Российской

Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений.

Однако, реализация принципов российской налоговой  системы способствовала

стагнации экономики  и, как следствие,  сокращению социальной защиты

населения. В  результате была сформирована внутренне  несбалансированная,

инфляционно ориентированная  система налогообложения Российской Федерации, что

более отвечает первому типу – «взять всё, что  можно».

Социально-экономические  преобразования в России начала 90-х  гг. повлекли за

собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества.

Закономерно в  этой связи и изменение налоговой  политики государства.

В условиях коренной перестройки социальных и экономических  основ

хозяйствования  в России значительно возрастает роль налогов и налоговой

политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента

мобилизации доходов  в госбюджет, каким налоги были в  прежней системе

хозяйствования, они превращаются в один из важнейших  рычагов управления

экономикой. Поэтому  от налоговой политики и качества системы налогообложения

сегодня в гораздо  большей степени, чем прежде зависит  развитие национальной

экономики.

                3. Налоговая система в рыночной экономике.               

       3.1 Сущность, структура  и основные принципы  налогообложения      

Система налогов  и сборов стран представляет собой  совокупность определенным

образом сгруппированных  и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов,

взимание которых  предусмотрено налоговым законодательством.

     Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации»  предусматривал 53 вида налога и сбора (при  взимании налога с  продаж

– 36), А ПО НАЛОГОВОМУ Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании

налога  на недвижимость и  того меньше – 25).

В то же время  всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных

элементов, которые, выступая системой более низкого  порядка, одновременно

представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой

более высокого порядка по отношению к системе  налогов и сборов РФ является

налоговая система.

     Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах

систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в

сфере налогообложения.

Налоговая система  Российской Федерации, в частности, включает:

- систему налогов  и сборов РФ;

- систему налоговых  правоотношений;

- систему участников  налоговых правоотношений;

- нормативно-правовую  базу сферы налогообложения.

Ныне действующая  в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система

страны представлена схемой (приложение 1).

Доля отдельных  налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в

разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к

итогу [1]:

Налоги на личные доходы.......................................................40

Налоги на прибыль  корпораций..................................................10

Социальные взносы.............................................................30

Налог на добавленную  стоимость................................................10

Таможенные пошлины.............................................................5

Прочие налоги и налоговые поступления.......................................5

В России роль отдельных  налогов в доходах бюджета  несколько иная.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение

нескольких задач. Прежде всего налоговая система  должна усиленно решать

фискально-перераспределительную  задачу, т.е. путём перераспределения  доходов

предпринимателей  и населения обеспечивать финансовыми  ресурсами доходную

часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают  в среднем до 90%

доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы,

как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической

деятельности, а  в лучшем случае способствовать формированию и усилению

подобных стимулов.

Налоговые поступления  являются основными доходами бюджетов всех уровней.

Поступления налогов  в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328

трлн. руб., что  на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При  этом доля налоговых

доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от

всех налоговых  поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%)

[4].

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в

формировании  бюджетной системы принадлежит  четырём налогам: НДС, акцизам,

налогам на прибыль  предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их

долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном  бюджете.

Российской системе  государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности

трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и

развития в  переходный период. Система публичных  финансов России основывается

как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и

на рыночно  ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически

развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. представляет

собой типичный пример такого конгломерата. Механизм реализации принципов её

функционирования  определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

В Налоговом  Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой

системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано  уплачивать установленные

налоговым законодательством  налоги, в отношении которых это  лицо является

налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются  в целях финансового обеспечения  функционирования и

развития общества.

3) Налоги не  могут применяться, исходя из  политических, идеологических,

этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается  установление налогов, нарушающих экономическое пространство

и налоговую  систему РФ.

5) Не допускается  устанавливать дополнительные налоги, повышение либо

дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот  в зависимости от форм

собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства

физического лица, а также от государства, региона  или географического места

происхождения уставного капитала (фонда) или имущества  налогоплательщика.

Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение 2.

Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного

периода. С одной  стороны сделан фундаментальный  вклад в развитие российской

налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения  наслоились на

традиции административного  управления. В таком состоянии налоговой системе

России трудно развиваться в русле мобильных  социально-рыночных отношений.

 3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

Рассмотрим основные показатели системы налогообложения  в странах с развитой

рыночной экономикой.

Первый общий  показатель, характеризующий роль налогов  в экономике для всех

налоговых поступлений  на федеральный уровень в Валовый  национальный Продукт

(ВНП). Доля всех  налогов в ВНП достигает заметной  величины в странах с

развитой рыночной экономикой.      В 80-90 гг. она составила (в %):

- в США –  30;

- в Японии  – 26-31;

- в Германии  – 38%;

- во Франции  – 42-45;

- в Австралии  – 30;

- в Швеции  – 50-60;

- в  Англии  – 37-38;

- в Италии  – 33-41;

- в Канаде  – 33-37; [11]

Основная часть  налогов – это налоги федерального уровня.

Второй общий  показатель систем налогообложения  – сходство основных налогов.

Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.

На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога:

индивидуальный  подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на

имущество.

На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых

налога:

- налог на  прибыль;

- налог на  собственность.

Ещё один важнейший  обобщающий показатель систем налогообложения  –

распределение налоговых поступлений по различным  бюджетным уровням. Обычно, в

бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных

государствах  – центральный) бюджет.

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике