Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное
внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно
решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях
рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения
развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и
тенденции их развития.

Содержание

Введение
1. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях
рыночной экономики...........................................................с.4
2. Налоговая политика государства............................................с.7
3. Налоговая система в рыночной экономике.
3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения..........с.9
3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной
экономикой...................................................................
..................................с.13
3.3 Основные виды и группы налогов.........................................с.19
3.4 Основные виды налогов субъектов Федерации...............................с.26
Заключение..................................................................с.28
Список литературы..........................................................с.30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)
p>опосредовано, через  колебания спроса. В условиях рынка  косвенные налоги в

полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного

потребителя, что  снижает регулирующий эффект таких  налогов в отношении

производства.

Прямые налоги, взимаемые как доля налоговой  базы (прибыль, доход) в меньшей

мере, чем косвенные, способны к переложению.

Активизация регулирующей функции налогов в аспекте  стимулирования

производства  является одной из приоритетных задач  экономической политики

российского государства  в ближайшие годы.

В странах с  рыночной экономикой прослеживается чёткая взаимосвязь между

распределением  налогов на прямые и косвенные  и уровнем экономического

развития (и, соответственно, уровнем жизни населения) этих стран.

Чем ниже этот уровень, тем большую долю в общем объёме налогов составляют

косвенные налоги. По примерным оценкам, ныне в развивающихся странах доля

косвенных налогов  в общем объёме собираемых налогов  составляет 60-70%, а в

развитых – 30-40 %.

Однако, до Второй мировой войны в большинстве  развитых стран в условиях

низкого жизненного уровня населения доля косвенных  доходов колебалась от 2/3

(Германия, Япония) до 3/4 (Франция, Италия). В США же  огромную роль играет

мощный общественный настрой против косвенного налогообложения, поэтому

косвенные налоги составляют 1/3 всех собираемых налогов, а прямые – 2/3 [10].

Налоговое бремя – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному

национальному продукту, которое показывает, какая  часть произведённого

обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По некоторым  оценкам [2] уровень налоговой нагрузки западноевропейских

государств в  настоящее время находится в  пределах 45-50% валового внутреннего

продукта (ВВП), который, по теоретическим представлениям близок к предельному

уровню. Величины налоговой нагрузки в России и  других странах приведены в

приложении 6.

Виды нагрузок представлены схемой приложения 4. Классификация  российской

системы налогов  представлена в приложении 5. Стабильность налоговой системы

характеризует не только длительное постоянство состава  налогов, условий их

сбора, но и чёткое разграничение налогов по звеньям (уровням)

государственного  управления. Во многих зарубежных налоговых  системах

законодательно  определены полномочия центральной  и территориальных властей и

установлены принципы взаимовыгодных фискальных взаимоотношений.

Федеральные налоги, например в США, представляют собой обособленную систему,

самостоятельны  также и налоговые системы  штатов и муниципалитетов. В то же

время действует  и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных

налогов зачисляется  в бюджеты штатов, наиболее нуждающихся в дополнительном

привлечении доходов.

Регулируются  и доходы местных бюджетов. наиболее централизованной считается

налоговая система  Японии, но и там, за счёт центральных  налогов финансируется

развитие административных единиц по чётко отработанным правилам,

преимущественно в разрезе общенациональных программ развития. практически во

всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями  налоговая система,

межтерриториальные  налоговые отношения формируются  в зависимости от

государственного  устройства: в унитарных государствах налоговая система

централизована, в федеративных – отдельные налоги закреплены по уровням

власти, но действует  механизм их перераспределения, в конфедерациях  каждая

структурная единица  государства имеет собственную  систему налогов.

В России налоговые  полномочия федерального центра и регионов (субъектов РФ)

определены Конституцией Российской Федерации (ст.72, ст.75). В  Налоговом

Кодексе РФ (ст.12,13,14) утверждён закрытый перечень федеральных,

региональных  местных налогов).

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и

обязательные  к уплате на всей территории страны. Основными из них являются

налог на добавленную  стоимость (НДС), налог на прибыль  предприятий,

подоходный налог  с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налоги регионов (субъекты Федерации) устанавливаются  законодательными актами

РФ и взимаются  также как и федеральные налоги на всей территории РФ. К ним

относятся:

- налог на  имущество предприятий;

- лесной налог;

- сбор на нужды общеобразовательных учреждений с юридических лиц.

Среди местных  налогов и сборов, в зависимости  от компетенции органов

государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости,

продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые законодательной властью и действующие на всей территории

РФ в обязательном порядке;

- налог на  имущество физических лиц;

- земельный налог;

- налог на  рекламу;

- сбор на право  торговли и остальные налоги  и сборы, вводимые специальными

решениями органов местного самоуправления и действующие лишь на их

территории;

- сбор за парковку  автомобилей;

- сбор на содержание  милиции;

- сбор на благоустройство  территорий и другие сборы.

По использованию  различают общие налоги, которые обезличены и

поступают в  бюджет для финансирования различных мероприятий и

специальные налоги – налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных материалов»  поступает в

дорожные фонды.

Рассмотрим наиболее важные для бюджета виды налогов :

1. Налог на  добавленную стоимость.

Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной)

экономикой, как  Россия служит налог на добавленную  стоимость (НДС).

С 1996 года НДС  обеспечивает до половины всех налоговых  поступлений в

федеральный бюджет и более трети – в консолидированный бюджет [4].

В настоящее  время НДС является главным источником пополнения казны

российского государства. НДС представляет собой форму  изъятия части прироста

стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства товара, выполненных

работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг).

НДС – налог  на приобретение, как и все косвенные  налоги, он крайне

перелагаем, поэтому  несправедлив, антисоциален.

Вместе с тем  НДС – наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней,

так как он препятствует налоговому уклонизму по причине  очевидности в

бухгалтерском учёте величины облагаемой базы.

В большинстве  стран Евросоюза НДС является ныне единственным налогом на

потребление и  взимается в стране – изготовителе. Ставка налога колеблется от

15 (Германия) до 25% (Дания, Швеция). Что касается  западно-европейских стран,

то ставки НДС  в них весьма различны (в Норвегии – 23%, Швейцарии – 6,5%). В

США, где НДС  не используется, ставка налога на продажи  колеблется по штатам

от 3 до 8,25%; в  Канаде ставка НДС составляет 7,5-8%, в  Японии – 3% [11].

В целом по развитым странам налоги на потребление  составляют около 28% всех

налоговых поступлений [2,11].

                   Налог на прибыль предприятия                  

Среди прямых налогов  с юридических лиц выделяется налог на прибыль

предприятий и  организаций, введенный Законом  РСФСР «О налоге на прибыль

предприятий и  организаций» (27 декабря 1991 г.) и действующий  с 1 января 1992

года.

Во многих странах  ставки налога на прибыль корпораций превышают ставки

российского аналогичного налога. Это наблюдается в Германии, Швеции, Дании и

других странах.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах  размеры налога на

прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРг, Франции, Японии,

Швеции часть  налога на прибыль взимается независимо от её размера. В

настоящее время  в большинстве стран с рыночной экономикой идёт снижение

ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986

году в виде налогов более 45% своей прибыли, в 1996 г. – около 30%, то в 2001

году – 24%, в  том числе налог на прибыль  – около 8-10% [1; 11].

Налог на прибыль  в России, как и во всём мире, имеет  двоякое значение:

фискальное и  регулирующее.

Это важный источник дохода Российского бюджета. В консолидированном бюджете,

объединяющем  бюджеты всех уровней власти, налог  на прибыль обеспечивает свыше

1/3 всех поступлений.

Однако, многим российским экономистам отмечается достаточно много негативных

факторов завышения  налогообложения прибыли. Чрезмерная налоговая нагрузка

привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины функционирующих

предприятий страны стали убыточными, многие ушли в  теневую экономику. В

результате доля налога на прибыль во всех налоговых  поступлениях за этот

период сократилась более чем вдвое – до 10-16%, с 1992 года – на 15,78% [10].

                 Подоходный налог с физических лиц                

Налог на доходы физических лиц является одним из основных федеральных

доходов. Поступления  в бюджет сумм налога растут. так, за 2000 год они

составили 174,2 млрд. рублей, а за 2001 год – 255,5 млрд. рублей или 146,7% к

2000 году [12].

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 года в  структуре

консолидированного  бюджета занимает четвёртое место (после единого

социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых

поступлениях  составил 13,1% против 12,4% в 2000 году.

                              Акцизы                             

Особая группа косвенных налогов – акцизы, за сёт которых мобилизуется 7-12%

всех налоговых  поступлений [10] в российскую казну. По своей природе акцизы

близки к налогам  на потребление, особенно налогу на продажу. Акцизы также

направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике