Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налоговую систему в России и ее экономическую эффективность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Содержание

1. Общие сведения налоговой системы
1.1. Понятия налогов и их роль
1.2. Налоговая система
1.3. Кривая Лаффера.
1.4. Виды налогов.
1.5. Как мы получаем зарплату?
1.6. Последствия «серой» зарплаты
1.7. Эффективность налоговой системы
2. Предложения правительства по решению дефицита пенсионного фонда
2.1. С больной головы…
2.2. Эффективность предлагаемых мер
2.3. Овчинка выделки стоит?
3. Возможные варианты улучшения экономики страны
3.1 О чём говорят исследования
3.2 Единая сумма пенсионного отчисления
3.3 Применение ЕСПО
3.4 Эффективность ЕСПО
3.5 Подоходный налог
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономич.история.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

1. Общие сведения налоговой  системы

1.1. Понятия налогов и их роль

1.2. Налоговая система

1.3. Кривая Лаффера.

1.4. Виды налогов.

1.5. Как мы получаем  зарплату?

1.6. Последствия «серой» зарплаты

1.7. Эффективность налоговой системы

2. Предложения правительства по решению дефицита пенсионного фонда

2.1. С больной головы…

2.2. Эффективность предлагаемых мер

2.3. Овчинка выделки стоит?

3. Возможные варианты  улучшения экономики страны

3.1 О чём говорят  исследования

3.2 Единая сумма пенсионного отчисления

3.3 Применение ЕСПО

3.4 Эффективность ЕСПО

3.5 Подоходный налог

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Налоговая система  в России и ее экономическая эффективность» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день. Тема данной работы актуальна потому, что налоги представляют собой один из важнейших финансовых рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику в стране. Налоговая система представляет собой мощнейший экономический регулятор, который активно воздействует на рынок и на другие экономические сферы. Налоговое регулирование обеспечивает взаимосвязь общегосударственных интересов и интересов предпринимателей, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы и т.д. В настоящее время важность наличия стабильной налоговой системы, создания и применения эффективных методов налогового регулирования и контроля осознает каждый человек. Однако на лицо несовершенность и нестабильность системы налогообложения в России, она содержит множество пробелов. Реформам налоговой системы должны предшествовать реформы в экономике государства. Для этого необходимо использовать налоги, как механизм воздействия на экономику, а не только как средство пополнения государственного бюджета. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алле М., Андрианов В., Балтина А.М., Владыка М.В., Климова М. А., Юткина, Т.Ф. и др. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования – налоговая система в России. Предмет исследования – современная фискальная система России. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть налоговую систему в России и ее экономическую эффективность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать полное, раскрывающее  все стороны определение понятию  налоговая система; 

2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;

3. рассмотреть роль  налоговой системы в экономике  Российской Федерации;

4. выявить недостатки  и преимущества действующей системы,  и рассмотреть существующие пути  оптимизации налоговой системы РФ.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения  налоговой системы

1.1 Понятие  налогов и их роль

Для того чтобы говорить о налоговой системе, её эффективности  и видах налогов, сначала разберёмся, что такое налог и для чего он нужен.

В энциклопедиях России дано следующее определение налогу:

НАЛОГ – обязательный платеж, взимаемый государством с  физических и юридических лиц [1].

Налог – один из основных источников пополнения государственной  казны.

КАЗНА – финансовые ресурсы  государства, централизованные государственные  источники финансов.

Основная функция налогов – регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Важнейшей функцией налогов является перераспределение денежных средств. Другими функциями налогов являются: фискальная (формирование бюджетов всех уровней), социальная (выравнивание доходов групп населения).

Через налогообложение  формируются фонды, за счет которых  государство:

- финансирует некоторые  расходы на простое и расширенное  воспроизводство в народном хозяйстве;

- финансирует социальные программы – пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- обеспечивает свою  оборону и безопасность;

- содержит законодательные,  исполнительные и судебные органы  государственной власти и управления;

- предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов – служить  источником средств для государственной  казны, государственного бюджета и других денежных фондов государства.

БЮДЖЕТ – план денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.

Вторая функция налогов  в рыночной экономике – служить  средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА –  это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке.

Третья функция налогов  в рыночной экономике – быть средством  облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью  система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов – по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Из выше сказанного становится понятным, что налоги влияют на экономику  страны. Но существуют различные налоги, поэтому правильнее будет сказать, что экономика страны зависит  в большей степени от налоговой  системы.

Но для того чтобы экономика страны была «положительной» необходимо чтобы налоговая система была эффективной. Условия эффективности налоговой системы:

1. взимаемые платежи  не должны приводить предприятия  к банкротству;

2. в то же время  этих платежей должно хватать  на запланированные расходы бюджета государства;

3. сборы налогов должны  проходить в полном объёме.

Для того чтобы рассматривать  эффективность налоговой системы  нашей страны сегодня, сначала подробнее  рассмотрим что такое налоговая  система, какими бывают налоги.

1.2 Налоговая  система

Налоговая система в  Российской Федерации практически  была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

События, произошедшие 17 августа 1998 года, резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Для того чтобы понять, когда налоговая система является эффективной, рассмотрим кривую Лаффера.

1.3 Кривая Лаффера

Общей схемой повышения  эффективности налоговой системы  является оптимизация налоговой нагрузки по Лафферу. Американский экономист Лаффер выявил закономерность, характеризующую связь между налоговой нагрузкой предприятий и доходами государства. По мере роста налоговых ставок (Т) от нуля до 100 процентов (Рисунок 1.1) налоговые поступления (D) растут от нуля до определённого максимального уровня (Dmax), после чего налоговые поступления начинают снижаться до ноля.

Это происходит из-за того, что при очень больших налоговых  ставках начинается спад хозяйственной  активности. Уклонение от налогов  приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база[2].

Обобщая статистические данные разных стран, Лаффер обосновал  вывод о том, что снижение налоговых ставок может стимулировать рост производства и, значит, расширить налоговую базу. Иными словами, при более низкой ставке государство получит больше доходов, так как высокие налоги душат производство, лишают предприятия оборотных средств и инвестиций. Эта закономерность выражается кривой Лаффера [3].

Но вопрос не так прост. Во-первых, кривая имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не тогда, когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Слишком низкие налоги приводят к сокращению собираемости налогов из-за малых ставок, а слишком высокие – к аналогичному результату из-за сокращения производства.

Во-вторых, ошибаются  те, кто полагает, что есть одно наилучшее  решение на все случаи и для  всех стран. Оптимальный процент  изъятий определяется сообразно  складывающимся в каждой стране экономическим  условиям – структуре собственности, трудозатратам, налоговой морали, уровню налогового администрирования, интегрированности страны в мировой рынок и т.п.

В-третьих, экономика  настолько сложна, что никто не в состоянии точно сказать, поднимется ли выпуск продукции при снижении налогов на такой-то процент и  хватит ли собранных налогов для удовлетворения всех нужд государства. В годы высокой инфляции ссылки на кривую Лаффера бессмысленны: предприятия не тратят оставшиеся от снижения налогов деньги на пополнение оборотных средств или инвестиции, поскольку гораздо выгоднее пустить их в быстрый оборот. Лишь при финансовой стабилизации появляется возможность для действия открытой Лаффером закономерности и ослабления налогового пресса.

1.4 Виды налогов

Далее рассмотрим, какие  бывают налоги.

Налог делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например, акциз), увеличивающие цену товара.

В современном государстве  для мобилизации средств в  бюджет применяется сложная система  налогов, включающая до 40–50 различных  их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Причины такой множественности  заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его  передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Множественность налогов  позволяет в большей мере уловить  платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя  психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных  перечислений. К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (ст.41 БК РФ) [2].

В соответствии со ст.12 НК РФ в России установлены три вида налогов и сборов:

    • федеральные налоги и сборы;
    • налоги субъектов РФ (региональные налоги);
    • местные налоги.

Информация о работе Налоговая система