Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налоговую систему в России и ее экономическую эффективность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Содержание

1. Общие сведения налоговой системы
1.1. Понятия налогов и их роль
1.2. Налоговая система
1.3. Кривая Лаффера.
1.4. Виды налогов.
1.5. Как мы получаем зарплату?
1.6. Последствия «серой» зарплаты
1.7. Эффективность налоговой системы
2. Предложения правительства по решению дефицита пенсионного фонда
2.1. С больной головы…
2.2. Эффективность предлагаемых мер
2.3. Овчинка выделки стоит?
3. Возможные варианты улучшения экономики страны
3.1 О чём говорят исследования
3.2 Единая сумма пенсионного отчисления
3.3 Применение ЕСПО
3.4 Эффективность ЕСПО
3.5 Подоходный налог
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономич.история.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Соответственно отчисления ЕСН данное предприятие производит по зарплатам, указанным по бухгалтерии. Рассмотрим максимальную ставку 34 % от зарплат, указанным по бухгалтерии.

Колонка 4 – отображает сумму отчислений ЕСН за всех работников этого предприятия.

Как видно из таблицы 1.2 бюджет государства по ЕСН при «новой» схеме налогообложения, должен получить 87'434 рубля.

Если учесть, что Пенсионный фонд получит порядка 20 % от начисленной заработной платы, то есть

(16'000 x 6 + 3'600 x 44 + 2'760) x 20 % = 51'432 рубля

Гипотетически можно  предположить, что такое предприятие  обеспечит пенсией

51'432 / 4'278 = 12 пенсионеров.

 

Если взять во внимание, что теперь предприятия, которые  находятся «в тени» теперь будут  обеспечивать не 8 пенсионеров, а 12 –  это неплохой показатель.

Ещё это предприятие  обязано удержать с заработной платы  и уплатить подоходный налог 16 % за каждого работника (колонка 6 Таблицы 2.2).

Как видно из Таблицы 2.2 бюджет государства с этого  предприятия ежемесячно должно будет  получать 41'146 рублей по подоходному налогу.

2.3 Овчинка  выделки стоит?

Теперь рассмотрим, увеличение налогов спасёт ли Пенсионный фонд от банкротства.

Если мы знаем что  при «новой» системе, 51 работающих людей должны обеспечить пенсией 52 пенсионера, значит рабочее население  способно обеспечить

 населения пенсионного возраста.

То есть при введении «новой» системы один работающий человек будет способен обеспечить пенсией одного пенсионера.

Но такие показатели будут обеспечены, если все работодатель будут честно платить налоги. Как  известно, на сегодняшний день пока только 80 % работодателей занижают истинные зарплаты работников. Значит, фактически получается, что работающее население обеспечивает только

населения пенсионного  возраста, от предприятия скрывающего  истинно выплачивающие зарплаты. Теперь применив соотношение добросовестных плетельщиков к недобросовестным, получается что работающее население обеспечивает пенсионеров на

Если учесть что сейчас на трех людей трудоспособного возраста приходится один пенсионер (33 %), то 39 % которые рассчитывает получить правительство, вполне хватит чтобы обеспечить Пенсионный фонд. И если эти показатели действительно будут достигнуты, то по третьему пункту эффективности налоговой систему, предлагаемую систему нужно считать эффективной.

Но это, если показатели заработной платы не изменятся в  меньшую сторону. Ведь по предлагаемой схеме предприятие должно заплатить  в бюджет государства на

больше чем оно платит сейчас. На сумму увеличения уплаты налоговых отчислений увеличится себестоимость  продукции (так как данный вид  налога включается в себестоимость  продукции) что делает продукт менее  конкурентоспособным. Чтобы продукция оставалась конкурентной, руководитель будет вынужден снизить себестоимость продукции за счёт уменьшения налога путём сокрытия истинно уплачиваемой зарплаты. Да и не каждый работодатель может включить этот вид налога в себестоимость (например, в торговле). Таким образом государство не получит дополнительных 31 %, которые планирует получить.

Другими словами государство  само провоцирует предприятия к  сокрытию начислений зарплаты, о чём  упоминал Лаффер и другие руководители предприятий.

Делаем выводы. После введения «новой» налоговой системы, всего скорее государство будет иметь следующее:

1.  По первому пункту, эффективность предлагаемой налоговой системы, из показателя критичного, перейдёт в «мародёрский». Предлагаемая программа уже на этом этапе проваливается.

2.  Второй пункту эффективности налоговой системы, говорит о том, что предлагаемые действия правительства бессмысленны, так как 14 % от заработной платы более чем достаточно, чтобы покрыть планируемые расходы по пенсионному фонду.

3.  По третьему пункту всё говорит о том, что показатель 80 % (предприятия категории выплат «серых» зарплат) после нововведений увеличится. А значит сборы налогов уменьшаться.

По любому критерию эффективности  всё говорит о НЕэффективности  предлагаемых мер. Выходит правительство предлагает не «переложить с больной головы на здоровую», как мы уже привыкли, а оно предлагает «больную голову с плеч вон». И эти действия больше похожи на диверсионные, направление на развал экономики.

 

3. Возможные  варианты улучшения экономики страны

3.1 О чём  говорят исследования

Так что же нужно, чтобы  избежать банкротства ПФ? Мы уже  знаем, каким условиям должна удовлетворять  налоговая система чтобы считаться  эффективной. Так же мы выяснили, что  нынешняя налоговая система не удовлетворяет только по третьему пункту эффективности, то есть она не может обеспечить налоговые сборы в полном объёме. Так же мы выяснили, что сборы происходят не в полном объёме, по тому, что работодатель занижает истинный размер оплаты труда своих работников.

Из полученных нами данных делаем выводы, что для того чтобы мы увеличили бюджет государства и защитили социально и материально работника необходимо «обелить» заработную плату.

С целью изучения реальных зарплат населения, летом 2008 года, в  населённых пунктах Красноярского края путём опроса случайных прохожих, были проведены исследования.

Рисунок 3.1. Анкета блиц-опроса

Как показали исследования города Красноярска, в промышленном секторе народного хозяйства большинство опрошенных имеет зарплату в пределах 10'000–15'000 рублей, причём ближе к меньшей цифре. Порядка 80 процентов занятых в сфере Торговли, общепита, сбыта имеют зарплату в среднем 20'000 рублей. В строительной деятельности почти у всех опрошенных заработок составил более 20'000 рублей. В среднем порядка 80 процентов опрошенных в городе Красноярске имеют зарплату примерно 20'000 рублей. Средний заработок в провинциальных городах составляет порядком 10'000 рублей. Средний заработок сельского населения составляет 5'000 рублей.

Из опрошенного городского населения более 70 % не смогли назвать точную свою официальную зарплату (видимо сельчане более щепетильней относятся к своей зарплате и почти все знают свою официальную зарплату), сказав лишь, что она совсем маленькая. Поэтому данные об официальных зарплатах пришлось брать с реальных предприятий. Вообще официально не трудоустроены и получают только деньги «в конверте» выявлено порядком 8 %.

Далее было исследовано, как перераспределяются доходы внутри предприятий. По результатам исследований предприятий города Красноярска было выявлено, что зарплата большинства предприятий делится на три основные категории. Первая категория это Инженерно-технические работники (далее по тексту – ИТР). Они составляют в среднем 6 % от всего числа малого предприятия, и имеют зарплату порядком 40'000 рублей. Вторая категория это работники занятые основным производством (далее по тексту – рабочие) и составляют в среднем 86 % работников. Их средний заработок составляет 20'000 рублей. Третья категория это обслуживающий персонал не занятые в основном производстве (такие как дворник, техничка), они составляют порядком 2 %. Оплату имеют чуть больше минимальной зарплаты.

 

3.2 Единая сумма  пенсионного отчисления

Для того чтобы налоговая  система была эффективной, необходимо её изменить. Но не всю, а только ту её часть, в которой сегодняшняя  налоговая система имеет брешь. Необходимо сделать такую налоговую  систему, которая будет обеспечивать необходимые налоговые сборы. То есть необходимо заставить работодателя платить налоги. Другими словами необходимо «обелить» заработную плату. При этом предпринимаемые действия не должны отрицательным образом отражаться на первых двух пунктах условия эффективности налоговой системы.

Для того, чтобы работодателю не было смысла скрывать фактически уплачиваемую заработную плату, нужно применить  единую сумму пенсионного отчисления (ЕСПО).

Для того, чтобы выяснить какой должна быть единая сумма пенсионного  отчисления, обратимся к среднестатистическим сведениям о заработной плате которую получают работники («серую» зарплату).

На основе среднестатистических данных нужно принять такую ЕСПО, которая будет отвечать первому  пункту условий эффективности налоговой  системы, которая не будет «удушающей» для работодателя. В то же время ЕСПО должна удовлетворять второму пункту условий эффективности налоговой системы, налоговых сборов должно быть достаточно, чтобы покрыть запланированные расходы.

Теперь рассчитаем, какой  должна быть сумма ЕСПО. Так как большинство «серых» зарплат составляет 20'000 рублей, значит за основу берём эту цифру. Но так как некоторые предприятия выплачивают зарплату менее 20'000 рублей, поэтому необходимо применить некую среднюю зарплату в этом интервале. Получаем

75 % от 20'000 руб. = 15'000 рублей

 

Уже от 15'000 рублей начисляем  налог 14 %, получаем сумму к уплате налогов 2'100 рублей, независимо от того, какая зарплата начисляется.

Таким образом получаем, что при начислении заработной платы  от 2'760 до 20'000 рублей работодатель должен будет уплатить налог в Пенсионный фонд из того расчёта, что все его сотрудники имеют заработную плату 15'000 рублей. Таким образом, работодателю нет смысла показывать, что он выплачивает зарплату менее 20'000 рублей. Коэффициент 75 % в данном случае применён для того, чтобы не нанести удара предприятиям, у которых 80 % заработной платы действительно менее 15'000 рублей. В то же время, именно несмотря на то, что зарплата работников менее 15'000 рублей, данное предприятие должно будет заплатить налог 2'100 рублей. Таким образом, это должно данное предприятие подстегнуть к увеличению заработной платы хотя бы до 15'000 рублей, тем самым улучшив финансовое состояние работников.

Но есть и вторая категория, это люди получающие зарплату свыше 20'000 до 40'000 рублей. К ним мы применим туже методику определения суммы, на которую будет зачислятся налог в Пенсионный фонд:

75 % от 40'000 руб. = 30'000 рублей

На 30'000 рублей начисляем  налог 14 %, получаем сумму к уплате налогов 4'200 рублей, независимо от того, какая зарплата начисляется в пределах от 20'000 до 40'000 рублей. Понятно, что по такой схеме недобросовестный налогоплательщик не захочет работать и будет указывать официальную зарплату у всех не более 20'000 рублей. Для того чтобы работодателю не было смысла занижать официальные цифры заработной платы, которые превышают 20'000 рублей, необходимо применить регрессивный метод начисления налогов. То есть применить льготные вычеты, а именно, на 30'000 рублей начислять не 14 %, а 11 %. Тогда получится, что работодатель платит не 4'200 рублей, а

30'000 * 11 % = 3'300 рублей.

Как показали исследования, доходы в основном скрываются у рабочего класса, для руководящего звена немаловажно, чтобы его «белая» заработная плата была как можно ближе  к получаемой фактически, поэтому «Специалист в цене» при выборе работодателя отдаёт предпочтение, где платят «белую» зарплату, дабы иметь защищённость. Во-вторых, предприятие, имеющее такие заработки, больше привлекают высококвалифицированных сотрудников, нежели такое же предприятие с меньшей заработной платой. Разница по суммарным отчислениям налогов, между работодателем указав все зарплаты не более 20'000 рублей и работодателем уплачиваемых налоги с зарплаты свыше 20'000 рублей, невелика. При этом предприятие имеет престиж. Итак, определились, что предприятие в целях не сокрытия доходов будет платить с заработных плат второй категории не 4'200 рублей, а 3'300 рублей. Но, для того чтобы стимулировать увеличение дохода у сотрудников на применение льготных вычетов необходимо поставить ограничения, а именно: работодатель применяет льготный налоговый вычет, если на предприятии зарплату свыше 20'000 рублей получает не менее 12 % сотрудников и не более 5 % рабочих получающих зарплату менее 10'000 рублей (то есть менее 1'300 рублей отчислений по подоходному налогу).

Есть ещё и третья категория работников, чья зарплата свыше 40'000 рублей. К ним мы применим те же методики, что и ко второй категории. За расчётную единицу примем 55'000 рублей. Таким образом, за работника, чья зарплата превышает 55'000 рублей работодатель должен уплатить:

55'000 рублей * 14 % = 7'700 рублей.

Применим сюда льготы, сделав налог не 14 %, а 7 %, получаем, что при льготных вычетах работодатель с зарплат третьей категории платит не 7'700 рублей, а 3'850 рублей. Но для того, чтобы воспользоваться льготными вычетами более 20 % работающих должны получать не менее 20'000 рублей (т. е. более 20 % работающих должны иметь подоходный налог не менее 2'600 рублей).

Таким образом, применение налоговых вычетов должно привести к «выходу из тени», при этом не забыты менее защищённые слои.

Для наглядности, полученные данные занесём в таблицу 3.1.

Но это данные для  зарплат города Красноярска. Для села, например, уплата налога в 2'100 рублей    при зарплате 5'000 рублей, это неприемлемо. Поэтому, для «провинции» и «села» необходимо применить поправочные коэффициенты, учитывающий зарплаты. Которые будут выглядеть соответствующим образом:

Таким образом, для различных  категорий населённых пунктов, суммы  уплат ЕСПО будут выглядеть следующим  образом

Информация о работе Налоговая система