Налоговая системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих граждан - физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Значение и сущность налогов
Возникновение налоговой системы России…….……………………6
Функции налогов………………………...……….…………………..10
Виды налогов и их классификация………………………………….14
Краткие характеристики основных видов налогов России……......19
Налоговая система………………………………………………………...25
Основные организационно-правовые принципы налогообложения и их реализация в современных условиях…………………………..26
Налоговая система России……………...…….……………………...27
Недостатки налоговой системы России…………………..……………31
Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России и стран с рыночной экономикой…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %):

2 %  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

7. Единый  социальный налог

Единый  социальный налог (ЕСН) предназначен для  мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы.

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены  ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

- Ставка страхового взноса в Пенсионный фонд  в 2011 году составляет - 26%, из них на финансирование страховой части трудовой пенсии – 20%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 6%) [11]

- В Фонд социального страхования ставка страховых взносов установлена в размере -  2,9%

- Тариф страховых взносов в 2011 году в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 % (с 01 января 2012г. – 5,1%)

- Для Территориального фонда обязательного мед страхования – 2,0% (с 01 января 2012г. – 0%) [10]

Таким образом, при сложении, совокупный процент ставки страховых взносов в 2012 году составит, так же как и в 2011 году – 34% 
 
 

 

  1. Налоговая система

      Понятие «налоговая система» является базовым при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.

      Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

     Гибкость  налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может  изменяться в зависимости от экономической  ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики. В теории известен следующий вариант налоговой политики, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение негативных последствий кризисов. На “пике” подъема экономики рекомендуется сдерживание экономического роста с помощью повышенного налогообложения, а в момент депрессии - его стимулирование путем снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот.

     Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

     а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов  при разных условиях их получения  должны взиматься разные налоги;

     б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);

     в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;

     д.) единая налоговая ставка должна дополняться  системой налоговых льгот, носящих  целевой и адресный характер.

2.1 Основные  организационно-правовые принципы налогообложения и их реализация в современных условиях.

      Принципы налогообложения - это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

      Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относятся:

1. принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;

2. принцип универсализации - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов;

3. принцип нейтральности - налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;

4. принцип экономической обоснованности - любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

5. принцип определенности - законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

6. принцип презумпции невиновности - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

     Законность  и четкие принципиальные основы системы  налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают  налогообложению долговременный характер действия.

     2.2 Налоговая система России

      В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

      Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

      Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

      При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.  При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

       Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

     1. федеральные налоги и сборы;

     2. региональные налоги и сборы,  т.е. налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

     3. местные налоги и сборы.

      Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ;

     2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

      Региональные налоги и сборы характеризуются следующими чертами:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и законами субъектов РФ;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;

     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих субъектов РФ;

     4. законодательные органы субъектов  РФ при установлении регионального  налога определяют:

     а) налоговые ставки (в пределах, установленных  НК РФ);

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по региональному  налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиком.

     Законодательство  запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым  кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

      Местные налоги и сборы:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и нормативными актами представительных  органов местного самоуправления;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ нормативными  правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих муниципальных  образований (городских или сельских  поселений, муниципальных районов,  городских округов либо внутригородской  территории города федерального  значения);

     4. представительные органы местного  самоуправления при установлении  местного налога определяют:

     а) налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ;

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по местному налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных  Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

      Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

     3) налог на прибыль (доход) организаций;

     4) налог на доходы от капитала;

     5) подоходный налог с физических лиц;

Информация о работе Налоговая системы России