Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:35, курсовая работа
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих граждан - физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами.
Введение……………………………………………………………...……………3
Значение и сущность налогов
Возникновение налоговой системы России…….……………………6
Функции налогов………………………...……….…………………..10
Виды налогов и их классификация………………………………….14
Краткие характеристики основных видов налогов России……......19
Налоговая система………………………………………………………...25
Основные организационно-правовые принципы налогообложения и их реализация в современных условиях…………………………..26
Налоговая система России……………...…….……………………...27
Недостатки налоговой системы России…………………..……………31
Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России и стран с рыночной экономикой…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..43
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %):
2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
7. Единый социальный налог
Единый
социальный налог (ЕСН) предназначен для
мобилизации средств для
С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы.
Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
- Ставка страхового взноса в Пенсионный фонд в 2011 году составляет - 26%, из них на финансирование страховой части трудовой пенсии – 20%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 6%) [11]
- В Фонд социального страхования ставка страховых взносов установлена в размере - 2,9%
- Тариф страховых взносов в 2011 году в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 % (с 01 января 2012г. – 5,1%)
- Для Территориального фонда обязательного мед страхования – 2,0% (с 01 января 2012г. – 0%) [10]
Таким
образом, при сложении, совокупный процент
ставки страховых взносов в 2012 году составит,
так же как и в 2011 году – 34%
Понятие «налоговая система» является базовым при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Гибкость налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики. В теории известен следующий вариант налоговой политики, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение негативных последствий кризисов. На “пике” подъема экономики рекомендуется сдерживание экономического роста с помощью повышенного налогообложения, а в момент депрессии - его стимулирование путем снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот.
Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);
в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;
д.) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер.
2.1 Основные организационно-правовые принципы налогообложения и их реализация в современных условиях.
Принципы налогообложения - это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.
Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относятся:
1. принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;
2. принцип универсализации - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов;
3. принцип нейтральности - налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;
4. принцип экономической обоснованности - любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
5. принцип определенности - законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
6. принцип презумпции невиновности - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают налогообложению долговременный характер действия.
2.2 Налоговая система России
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
1. федеральные налоги и сборы;
2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3. местные налоги и сборы.
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
1.
устанавливаются Налоговым
2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы характеризуются следующими чертами:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
законодательные органы
а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по региональному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство
запрещает устанавливать
Местные налоги и сборы:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
представительные органы
а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по местному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).
Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1)
налог на добавленную
2)
акцизы на отдельные виды
3)
налог на прибыль (доход)
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;