Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:35, курсовая работа
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих граждан - физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами.
Введение……………………………………………………………...……………3
Значение и сущность налогов
Возникновение налоговой системы России…….……………………6
Функции налогов………………………...……….…………………..10
Виды налогов и их классификация………………………………….14
Краткие характеристики основных видов налогов России……......19
Налоговая система………………………………………………………...25
Основные организационно-правовые принципы налогообложения и их реализация в современных условиях…………………………..26
Налоговая система России……………...…….……………………...27
Недостатки налоговой системы России…………………..……………31
Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России и стран с рыночной экономикой…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..43
6)
взносы в государственные
7) государственная пошлина;
8)
таможенная пошлина и
9) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
10) лесной налог;
11) водный налог;
12) экологический налог;
13) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1)
налог на имущество
2) налог на недвижимость;
3) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5)
местные лицензионные сборы
2.3 Недостатки налоговой системы в России
Недостатки
налоговой системы России
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.
Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальный перелом привел бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.
2.4 Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой.
Вопросы налогообложения являются одними из основных во внутренней политике любого государства. В данном разделе работы приведены краткие характеристики налоговых систем стран с рыночной экономикой в сравнении с налоговой системой России.
Во Франции существует 4 вида ставок НДС:
1. 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг; 2. 33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак; 3. 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги); 4. 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт). Наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено освобождение от НДС, от уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.
Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.
Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. При всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.
Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги).
Негативная динамика фактических поступлений от НДС имеет место.
Недостатки НДС в российском исполнении достаточно очевидны — он обременителен для предприятий обработки, тяжело администрируется, а теперь к тому же совсем плохо собирается.
В большинстве стран мира применяется именно налог на добавленную стоимость. Например, во Франции — одной из наиболее конкурентоспособных европейских экономик — существование этого налога не препятствует высоким темпам экономического роста. США являются одной из немногих развитых стран, где вместо НДС используется налог с продаж. Однако в США роль косвенных налогов в принципе является ограниченной и основной вопрос налоговой политики — выбор не между НДС и налогом с продаж, а между прямым и косвенным налогообложением.
Перейдя от НДС к налогу с продаж, Россия останется в меньшинстве, но это не будет такой уж проблемой, если представить, что властям удастся обеспечить приемлемый уровень собираемости налога с продаж и воспользоваться всеми преимуществами, которые он дает производителям.
Что касается подоходного налога, то во Франции на него возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.
Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.
Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста.
Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.
Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий: Плата по труду при работе по найму, Земельные доходы (от сдачи в аренду земли и зданий), Доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты), Доходы от перепродажи (зданий; ценных бумаг), Доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся АО, Некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий), Сельскохозяйственные доходы.
Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок.
В Германии этот налог взимается с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов: налог на заработную плату и налог с капитала. Подоходный налог является основным налогом Германии. На него приходится свыше 40% подоходной части государственного бюджета. Раньше ставка составляла 50%. Ставка налога на доходы от капитала составляет 25%.
Федеральный подоходный налог в США довольно прогрессивен и является самой крупной статьей дохода бюджета США. Ставка налога не постоянна и варьирует от суммы дохода налогоплательщика в год, она может составлять от 0% до 40%.
Подоходным налогом по вышеупомянутым ставкам облагается большинство типов дохода: трудовые доходы, дивиденды, проценты по банковским вкладам и долговым облигациям, и т.д.
Подоходные налоги штатов, районов и городов отличаются друг от друга, как и законы в разных местах. Ставки бывают как фиксированные, так и прогрессивные от 0 до 7% и выше.
В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц. Основная налоговая ставка — 13 %.
Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 35 %:
-
стоимость любых выигрышей и
призов, получаемых в проводимых
конкурсах, играх и других
-
процентные доходы по вкладам
в банках в части превышения
суммы, рассчитанной исходя из
действующей ставки
9%:
доходы от долевого участия
в деятельности организаций,
30
%: относится к нерезидентам
Величина подоходного налога в России плоская и одна для всех - 13 процентов и не зависит от величины доходов, кроме того, в России нет налога на имущество и предметы роскоши.
Для сравнения в США и в Германии приняты прогрессивные шкалы начисления подоходного налога.
Значение нижнего порога этой шкалы сравнимо с Российским показателем, а значение верхнего порога, предназначенного для начисления подоходного налога богатым людям, превышает 40%.
В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая может заменить плоскую шкалу налогообложения, введенную в 2001 году.
Законопроект предполагает, что граждане, зарабатывающие менее 60 тысяч рублей в год, получат снижение подоходного налога до 5% (с нынешних 13%). Для доходов граждан от 60 до 600 тысяч рублей в год ставка налога повысится на 2 процентных пункта и составит 15%.