Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:13, реферат
Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства «У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился» - говорит один из экспертов (Б. Силверман и М. Янович). Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.
Неравенство доходов……………………………………………………..1
Влияние экономического развития на неравенство и бедность……….4
Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития………………………………………………………………………....4
1.3. Бедность и экономическое неравенство………………………………...17
1.4. Покупательная способность средних денежных доходов……………..18
1.5. Доля средне – высокообеспеченых слоев………………………………19
1.6. Сравнение с соседними странами……………………………………….19
2. Социальная дифференциация населения…………………………………21
2.1. Социальная поляризация населения…………………………………….22
2.2. Факторы поляризации населения………………………………………..27
2.3. Экономическая пирамида и социальные последствия поляризации….30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………...36
ДИСЦИПЛИНА:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Выполните контрольную работу
Задача
Объясните, как
фискальная политика может быть использована
для стабилизации экономики. Как
государство манипулирует государственными
расходами и налогами при стимулирующей
и сдерживающей фискальной политике?
Объясните, каким
образом правительство может
манипулировать своими расходами и
налоговыми поступлениями с целью
уменьшить безработицу и
………………………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Бедность
и экономическое неравенство………
1.4. Покупательная способность средних денежных доходов……………..18
1.5. Доля средне
– высокообеспеченых слоев……………
1.6. Сравнение
с соседними странами…………………………
2. Социальная
дифференциация населения………………
2.1. Социальная
поляризация населения………………………
2.2. Факторы поляризации населения………………………………………..27
2.3. Экономическая
пирамида и социальные
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
Проблемы
неравенства в России стали за
последнее десятилетие
Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.
Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности доллара в 1990г.).
В странах Восточной Европы и СНГ в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения живёт в бедности.
Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей не в состоянии нормально питаться. Одним из самых видимых симптомов этого влияния – задержка роста детей. В России в 1992-1994гг. доля детей до 2-х лет с отмечавшейся задержкой роста возросла с 9 до 15 %. За исключением некоторых стран Центральной Европы доля детей с низким весом при рождении выросла во всех постсоциалистических странах.
При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60 %, в Эстонии оно более чем удвоилось. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.
Общий рывок перемен от социализма к рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен – требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической системы. Конечно, нет смысла с откладыванием реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и минимизировать неизбежные разрушения.
Одной
из характерных черт переходного
периода в России стали существенные
изменения в распределении
Страны
с переходной экономикой часто опровергали
устоявшие представления о
Журнал «Общество и экономика» № 1 2003г. стр. 80-92 Доктор экономических наук В.Бобков
1.1. Влияние экономического развития на неравенство и бедность
В
соответствии с концепцией С. Кузнеца
с началом экономического роста
экономическое неравенство
1.2. Влияние неравенства и бедности на динамику
экономического развития.
В
отношении обратной зависимости
– влияние неравенства и
Политэкономические исследования А. Алесина, Д. Родрига и др. приводят к заключению об отрицательном влиянии неравенства и бедности на экономический рост. Представление о механизме этой связи основывается на теореме о медианном избирателе, который в случае высокого неравенства и бедности принадлежит к категории населения с низкими доходами и голосует за нераспределительную политику. Перераспределение осуществляется за счет налогов, которые вносят искажения и дестимулируют развитие. Предполагается, что экономика обладает определенным потенциалом роста, но если имеет место высокое перераспределение, то реальный рост будет меньше потенциального и, таким образом, неравенство и бедность приводят к замедлению темпов экономического роста.
Развитие идеи влияния перераспределение на экономический рост позволило исследователям (Бенержи А.В., Дуфло Э.) сделать вывод, перекликающийся с гипотезой Кузнеца, что зависимость между изменением темпа экономического изменением неравенства имеет форму перевернутой параболы ∩. Однако, механизм связи здесь другой и период ее проявления – краткосрочный. Основная идея состоит в том, что перераспределение инициируется одной из групп населения, когда она уверена, что может увеличить свою долю общего дохода. Как правило, распределение благосостояния изменяется относительно медленно, крупные изменения в распределении доходов в течение короткого периода времени часто связано с давлением одной из групп населения и реализацией её целей. Непосредственным следствием таких изменений в распределении доходов является замедление темпов развития, хотя в досрочной перспективе это может привести к ускорению экономического роста.
Издержки
перераспределения возникают
Следствием несовершенства рынка капиталов является вогнутый характер зависимости между текущим благосостоянием человека и его будущим благосостоянием. Бедные люди имеют ограниченные возможности для получения, как образования, так и предметов и займов с целью организации бизнеса. В результате потенциал этой категории населения недоиспользуется, и бедные недоинвестируют, что отрицательно сказывается на продуктивности экономики и темпах ее роста.
Третья группа аргументов поддерживающих идею о негативном влиянии неравенства и бедности на экономический рост связана с тем, что высокий уровень неравенства влечет за собой социальные конфликты в обществе. Результатом конфликтов могут быть политическая нестабильность, которая увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность территории, и следствием этого является замедление экономического развития. Для улаживания социальных конфликтов и достижения равновесия в обществе, в распоряжение политической системы могут потребоваться дополнительные ресурсы, что будет снижать общую эффективность экономической системы.
В качестве статистических индикаторов бедности в регионах России используются следующие показатели:
Для характеристики общего экономического неравенства населения исследуется коэффициент ДЖИНИ и коэффициент фондов.
Доля крайне бедного населения в среднем по регионам страны увеличилось с 1997г. по 1999г. и достигла почти 1/3 от общей численности населения. В 2000г. средние характеристики существенно сократились (почти на 10%), а в 2001г. последовал их небольшой рост. Рост неравенства в регионах увеличил долю крайне бедного и бедного населения, но сокращал долю малообеспеченного населения.
Доля населения с доходами ниже половины прожиточного минимума (крайне бедное население), в %
Таблица № 1
Показатель | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Среднее | 18,23 | 25,07 | 31,63 | 22,69 | 25,84 |
Медиана | 16,31 | 23,04 | 29,01 | 18,54 | 23,55 |
Стандартное отклонение | 9,76 | 11,51 | 15,18 | 14,06 | 12,25 |
Коэффициент вариации | 0,54 | 0,46 | 0,48 | 0,62 | 0,47 |
Максимум | 57,66 | 76,22 | 81,08 | 73,47 | 67,62 |
Минимум | 1,18 | 0,02 | 7,59 | 3,42 | 3,04 |