Несовершенный конкурент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночное установление зарплаты и численности занятых. Кроме того, на практике происходит уяснение сущности и взаимозависимости категорий микроэкономики: несовершенная конкуренция, эластичность, валовый и предельный доход, валовые и предельные издержки и др.
Задачи курсовой работы:
подробно ознакомиться с одной из организационно-правовых форм предприятия – акционерным предприятием, его структурой, принципами работы;
на практике ознакомиться с понятием и сущностью несовершенной конкуренции, определить тактику поведения монополиста на рынке;
закрепить полученные знания по расчету основных технико-экономических показателей: валовые и предельные издержки, издержки на средства производства, предельный доход, прибыль и др.;
на основе предельной производительности работника научиться определять необходимое число занятых при различных объемах производства;
изучить влияние эластичности спроса на цену продукции;
на основе полученных данных принять решение относительно наиболее выгодного плана выпуска продукции, цены, необходимости привлечения банковских кредитов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….4
Понятие рынка и конкурентного рынка……………………………………....6
Рыночная структура …………………..………………………………………..7
Конкуренция……………………………………………………………..8
Совершенная конкуренция ………………………………………………..9
Несовершенная конкуренция……………………………………………..10
Монополия…………………………………………………………………10
Естественная монополия……………………………….............................12
Монополистическая конкуренция………………………………………..13
Олигополия………………………………………………………………...14
Содержание и организационно-экономическая сущность расчетной работы…………………………………………….………....17
Общие положения функционирования акционерного общества…………………………………………………….……………17
Входная информация………………………………………….17
Выходная информация………………………………………..20
Описание алгоритма расчета………………………………..22
Работа отдела маркетинга…………………………………...22
Работа бухгалтерии…………………………………………...23
Работа отдела труда…………………………………………..24
Работа собрания акционеров………………………………..25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………….30
Приложение А…………………………………………………………..31
Приложение Б…………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Несовершенный конкурент.doc

— 378.00 Кб (Скачать документ)

 

Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Для нее характерны следующие черты:

  1. наличие большого количества фирм. Производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров, и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;
  2. возможность свободного доступа к различным производственным секретам;
  3. однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  4. хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная конкуренция в экономике развитых стран была типична до середины XIX века. Во второй половине XIX века – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. В Германии в 1882 году крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 году на их долю приходилось уже 1,2% от общего числа предприятий и 48% от общего количества рабочих.

В современной экономике  совершенно конкурентные рынки встречаются  редко – это скорее идеал, к которому можно стремиться. Многие рынки сегодня находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Они функционируют в условиях несовершенной конкуренции.

 

    1. Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция – фирма, на долю которой приходится столь большая часть общего рыночного предложения, что, изменяя свои объемы продаж, она способна вызвать изменения равновесной цены на этом рынке. В отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Например, рынок прохладительных напитков, основная доля которого принадлежит компаниям «Кока-кола» и «Пепси». Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенными конкурентами.

Экономисты подразделяют рынки несовершенной конкуренции  на три различных вида рыночных структур:

  1. монополия;
  2. монополистическая конкуренция;
  3. олигополия.

 

    1. Монополия

 

Монополия - единственный поставщик на рынке. Они возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключительные права на поставки товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким участникам отрасли.

Для нее характерны следующие черты:

  1. единственный продавец – одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
  2. нет близких заменителей – продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, то есть, нет приемлемых альтернатив;
  3. диктуемая цена – коренное различие между конкурентной фирмой и монополией - чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой. Монопольная цена превышает маржинальный доход, а, следовательно, и предельные издержки производителя;
  4. вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Основная  причина возникновения монополии - барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.

Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

  • ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.
  • правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.
  • издержки производства товара таковы, что максимальная эффективность выпуска возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Классическим примером монополии, возникающей вследствие обладания ключевым ресурсом, является южно - африканская алмазная компания DeBeers, контролирующая порядка 80% мирового производства алмазов и бриллиантов. [6]

 

    1. Естественная монополия

 

Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам.

Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба производства. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к возрастанию средних совокупных издержек.

Если фирма  является естественным монополистом, возможности подрыва ее власти вновь вступающими на рынок конкурентами минимальны. Неуверенно могут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными ресурсами или полностью зависящие от решений правительства.

Вступление  на рынок естественной монополии новых желающих бесперспективно, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких же низких, как у монополиста, издержек, ибо при входе новой фирмы доля рынка, приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится.

В некоторых  случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Рассмотрим пример: мост через реку. Если население близлежащих районов невелико, мост может быть естественной монополией, так как он полностью удовлетворяет спрос на поездки через реку с низкими издержками. Однако по мере того, как число жителей увеличивается, нагрузка на переправу возрастает и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется построить еще один или несколько мостов. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок. [6]

Чистые монополии  в настоящее время встречаются  редко. Они обычно могут существовать лишь при том или ином покровительстве государства.

 

    1. Монополистическая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, которой свойственны черты монополии и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. Таким образом, монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей.

Ее отличительные  признаки:

  1. существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
  2. продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
  3. экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
  4. вступление в отрасль является относительно легкими. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению или нормальной прибыли в долгосрочном периоде;
  5. тип продукта дифференцированный - продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, в результате чего они могут прийти к заключению о выгодности рекламы.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификация, качество, внешний вид и т.д.)

Когда экономисты говорят о монополистической конкуренции, имеется в виду модель, описывающая структуру рынка, на котором оперируют значительное число фирм, поставляющих сходную, но не идентичную продукцию (рынки художественной литературы, кинофильмов, компакт-дисков или компьютерных игр). На рынке монополистической конкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она производит, но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать доверие тех же самых покупателей.

Классический  случай монополистической конкуренции  – рынок розничной торговли бензином. Допустим, вы предпочитаете заправляться на станции «ЭКСОН», несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими конкурентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но, если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «МЕРИТ».  [5]

 

    1. Олигополия

 

Еще одной формой организации рынка несовершенной конкуренции является олигополия.

Ее характерные  черты:

  1. наличие нескольких фирм, каждая из которых предлагает продукцию, подобную или идентичную товарам других участников отрасли;
  2. тип продукта стандартизированный или дифференцированный;
  3. контроль над ценой – ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  4. наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  5. очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия, как правило, характерна для отраслей, где наиболее эффективно крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости  от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную:

  • предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт. Идентичность продукции определяет и единую цену на них, то есть продуктов.
  • предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения.

Главная особенность олигополии - противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодной для группы олигополистов стратегией являлась бы координация совместных действий, когда фирмы получают возможность пойти по пути, проторенному монополистом, - ограничить объемы производства и назначить цену, превышающую предельные издержки. Однако, поскольку каждый олигополист озабочен исключительно собственной прибылью, мощные центробежные мотивы препятствуют объединению группы фирм в монополию.

Отдельные олигополисты могут  сами влиять на цену, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы и отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыль фирмы.

Один из примеров олигополии - рынок теннисных мячей, другой - мировой рынок сырой нефти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю мировых запасов энергоносителей. [5]

Кроме типов рынков продавцов  существуют следующие типы рынков покупателей. Монопсония – тип рынка, на котором действует только один покупатель. Например, правительство США часто выступает в качестве монопсонита на рынках дорогостоящих и сложных вооружений. Полипсония – тип рынка с большим количеством покупателей. Олигопсония – рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким крупным покупателям. [2]

В целом, совершенные  конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они  принимают цену как данную и находящуюся вне их контроля. Монополисты не принимают цену как данную, поэтому их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. [3]

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТНОЙ РАБОТЫ.

 

    1.  Общие положения функционирования акционерного общества

 

На рынке действует  акционерное предприятие, выпускающее однородную продукцию. Оно управляется следующими подразделениями:

а) собрание акционеров (СА)

б) отдел маркетинга (ОМ)

в) бухгалтерия (Б)

г) отдел труда и  заработной платы (ОТ)

Необходимо в соответствии с конъюнктурой определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, издержки на средства производства, количество привлекаемых работников, зарплату, прибыль, дивиденды, объем займов в банке. Фирма является несовершенным конкурентом, то есть обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цены.

Информация о работе Несовершенный конкурент