Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночное установление зарплаты и численности занятых. Кроме того, на практике происходит уяснение сущности и взаимозависимости категорий микроэкономики: несовершенная конкуренция, эластичность, валовый и предельный доход, валовые и предельные издержки и др.
Задачи курсовой работы:
подробно ознакомиться с одной из организационно-правовых форм предприятия – акционерным предприятием, его структурой, принципами работы;
на практике ознакомиться с понятием и сущностью несовершенной конкуренции, определить тактику поведения монополиста на рынке;
закрепить полученные знания по расчету основных технико-экономических показателей: валовые и предельные издержки, издержки на средства производства, предельный доход, прибыль и др.;
на основе предельной производительности работника научиться определять необходимое число занятых при различных объемах производства;
изучить влияние эластичности спроса на цену продукции;
на основе полученных данных принять решение относительно наиболее выгодного плана выпуска продукции, цены, необходимости привлечения банковских кредитов.
Введение………………………………………………………………….4
Понятие рынка и конкурентного рынка……………………………………....6
Рыночная структура …………………..………………………………………..7
Конкуренция……………………………………………………………..8
Совершенная конкуренция ………………………………………………..9
Несовершенная конкуренция……………………………………………..10
Монополия…………………………………………………………………10
Естественная монополия……………………………….............................12
Монополистическая конкуренция………………………………………..13
Олигополия………………………………………………………………...14
Содержание и организационно-экономическая сущность расчетной работы…………………………………………….………....17
Общие положения функционирования акционерного общества…………………………………………………….……………17
Входная информация………………………………………….17
Выходная информация………………………………………..20
Описание алгоритма расчета………………………………..22
Работа отдела маркетинга…………………………………...22
Работа бухгалтерии…………………………………………...23
Работа отдела труда…………………………………………..24
Работа собрания акционеров………………………………..25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………….30
Приложение А…………………………………………………………..31
Приложение Б…………………………………………………………..37
Т.о. ВИ1 = 120+10 = 130, ВИ2 = 180+60 = 240, ВИ3 = 190+140 = 330 …
Которая
передается собранию
Т.о. ПИ2 = ВИ2-ВИ1 = 240-130 = 110, ПИ3 = ВИ3-ВИ2 = 330-240 = 90,
ПИ4 = ВИ4-ВИ3 = 450-330 = 120 …
Задача отдела труда – определить для разных объемов производства, К, возможную численность работников, Ч, доход, приносимый одним работником, ДР, среднюю зарплату, издержки на рабочую силу, ИРС.
Каждый работник в среднем выпускает 1 шт. продукции, независимо от объема производства, т.е. в нашем случае предельная производительность труда равна ее средней величине ПТ = 1 шт./чел. По числу привлекаемых работников рассчитывается средняя заработная плата. Дело в том, что фирма – несовершенный конкурент, монополист. И рост числа занятых в ней вызовет значительное повышение спроса на рабочую силу в отрасли. Следовательно, увеличится и цена рабочей силы (зарплата). При выпуске 1 тыс.шт. продукции ЗП одного человека равна 10 руб. Дополнительный наем каждой 1 тыс. человек повышает ЗП одного человека на 5 руб.
Исходя из этих данных и информации из отдела маркетинга:
Т.о. Ч1 = 1/1 = 1, Ч2 = 4/1 = 4, Ч3 = 7/1 = 7 …
т.е. ЗП1=10 руб., ЗП2=ЗП1+DЗП=10+5=15, ЗП3 = ЗП2+DЗП=15+5=20…
Т.о. ИРС1=10*1=10, ИРС2= 15*4=60, ИРС3 =20*7=140 …
Т.о. ДР1=1*100=100, ДР2=1*90=90, ДР3=1*80=80 …
Прежде, чем спланировать показатели работы фирмы на будущий период, необходимо оценить результаты прошедшего периода. Количество выпущенной продукции, КП, составило 7тыс.шт. при цене, ЦП, 90тыс.руб. за 1 шт.
Исходя из этих данных и информации из отдела маркетинга и бухгалтерии:
Т.о. ВВП = 7*90 = 630
Т.о. ПП = 630-330 = 300
Т.о. НП = (300/330)*100% = 90,9%
ЧП = ПП - (ПП*24)/100 = 300 - 300*24/100 = 228
Т.о. П1 = 100-130 = -30, П2 = 360-240 =120, П3 = 560-330 =230 …
ЧП = Д + НН, Д = ЧП * 8%
НН = ЧП - Д
Д = 228 * 8% = 18,24
НН = 228 – 18,24 = 209,76
Б = 120 – 209,76 = -89,6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотрим проделанную отделами работу и проанализируем полученные результаты и графики.
Спрос на продукцию монополиста эластичный, потребители готовы приобрести, например, 1 тыс.шт. продукции по цене 100 руб. за штуку, но монополисту невыгодно предлагать данное количество по данной цене, так как прибыль становится отрицательной. Но монополист может предложить 10 тыс.шт. по цене 80 руб. за штуку, так как при этом прибыль монополиста максимальна. И потребители вынуждены согласиться на условия монополиста, так как нет приемлемых вариантов покупки продукта, схожего с продуктом монополиста (см. график 1).
Отдел маркетинга изучает спрос на продукцию монополиста при разных объемах выпуска. Так как спрос изменчивый, то монополист при увеличении производства должен снижать цену, поскольку большое количество продукции при высоких ценах потребители не смогут приобрести. В данном случае при увеличении производства валовая выручка растет до 16тыс. шт. продукции (см. график 2). При этом предельный доход, то есть прирост валовой выручки при увеличении производства на 3 тыс. шт., постоянно сокращается (см. график 4).
Отдел бухгалтерии рассчитывает издержки монополиста при различных объемах выпуска. Валовые издержки увеличиваются при увеличении объема выпуска (см. график 3). Этот производственный параметр представляет собой сумму издержек на средства производства и издержек на рабочую силу. Издержки на средства производства первоначально имеют минимальное значение, а затем возрастают, так как с увеличением объема производства увеличивается потребность предприятия в соответствующих факторах производства (оборудовании, сырье и др.). Это приводит к возрастанию предельных издержек производителя (см. график 5).
Отдел труда и заработной
платы решает вопросы о количестве
работников, их заработной плате при
различных объемах производства
Собрание акционеров проводит анализ деятельности структур акционерного предприятия, и, делая выводы, принимает решения о дальнейших планах производства. Например, в течение года было произведено 7 тыс.шт., валовая выручка составила 560 тыс.ден.ед., а валовые издержки 330 тыс.ден.ед. то есть прибыль равна 300 тыс.ден.ед. Но после уплаты государственного налога на прибыль, чистая прибыль составила 228 тыс.ден.ед. Собрание акционеров принимает решение увеличить объем производства с 7 тыс. шт. до 10 тыс.шт. Зная, что спрос на 10 тыс.шт. невысокий, отдел маркетинга предлагает снизить цену с 90 тыс.руб. до 80 тыс.руб., но по подсчетам бухгалтерии и отдела труда валовые издержки увеличатся на 120 тыс.ден.ед. То есть необходимо не менее 120 тыс.ден.ед. для увеличения производства с 7 тыс.шт. до 10 тыс.шт. Так как чистая прибыль составляет 228 тыс.ден.ед., то оформлять займ в банке не нужно и акционеры получат дивиденды от принадлежащих им акций.
Акционеры должны определить наиболее оптимальный вариант работы предприятия, которому соответствовало бы максимальное значение прибыли. Для конкурентной фирмы в краткосрочном периоде необходимое условие максимизации прибыли – это равенство предельных издержек предельному доходу ( ПИ = ПД→ max П ). Предельный доход от дополнительного выпуска у монополиста всегда меньше, чем цена, по которой реализуется это количество. До тех пор пока предельный доход будет превышать предельные затраты, прибыль будет увеличиваться (см. график 6).
На графике 6 точка, в которой пресекаются графики функций ПИ = F(К) и ПД = F(К), соответствует количеству производимой продукции, равному приблизительно 10 тыс. шт., реализуемому по цене 70 тыс.ден.ед. Так как численность рабочих определяется как отношение количества выпущенных товаров к производительности на предприятии, то оптимальное количество работников, необходимое для производства 10 тыс. шт., составляет 10 тыс.чел. И при этом объеме производства прибыль будет максимальной. Это и есть наиболее выгодный вариант работы акционерного предприятия. Но если спрос будет высоким, то при К=10 тыс.шт. можно будет увеличивать производство, но только если цена за единицу продукции будет равна не менее 70руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
График 1 – Иллюстрация зависимости Ц от К
График 2 – Иллюстрация зависимости ВВ от К
График 3 – Иллюстрация зависимости ВИ от К
График 4 – Иллюстрация зависимости ПД от К
График 5 – Иллюстрация зависимости ПИ от К
График 6 – Иллюстрация зависимости ПИ, ПД от К
Таблица 1 - Матрица рыночных структур
Покупатели
Продавцы |
Много =ро1у= |
Несколько =oligos= |
Один =mono= |
много =ро1у= |
1.Двухсторонняя полиполия (совершенная конкуренция) |
2. Олигопсония |
3. Монопсония |
несколько =oligos= |
4. Олигополия |
5. Двухсторонняя олигополия |
6. Олигополия, ограниченная монопсонией |
один =mono= |
7. Монополия |
8. Монополия, ограниченная олигопсонией |
9. Двухсторонняя монополия |
Таблица 2 - Свойства рыночных структур
Признаки |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Свобода входа |
Не ограничена |
Почти не ограничена |
Ограничена |
Очень ограничена или исключена |
Свойства продукции |
Однородная (полностью стандартизированная) |
Дифференцированная |
Дифференцированная или однородная |
Уникальная |
Кривая спроса и его эластичность |
Горизонтальная, абсолютная эластичность |
Отрицательный наклон, но спрос весьма эластичен |
Отрицательный наклон, спрос менее эластичен, но эластичность определяется реакцией соперников |
Отрицательный наклон, спрос не эластичен |
Контроль фирмы за ценой |
Отсутствует |
Некоторый |
Как правило, больший, чем при монополистической конкуренции |
Значительный |
Примеры |
Рынки однородных благ в Интернете (с оговорками) |
Производство одежды, обуви |
Производство легковых автомобилей |
Транспортировка газа по трубопроводам |